Объявление об этом сделал сегодня на конференции «Неделя Байнета. Пробуждение» руководитель отдела веб-поиска Яндекса Александр Садовский. Ссылочное ранжирование сайтов не будет учитываться только при обработке поисковой машиной коммерческих запросов, т.е. запросов, предполагающих намерение пользователя найти товар для покупки.
Цель нововведения состоит в том, чтобы избавиться от т.н. «ссылочного спама» – метода недобросовестного продвижения товара вверх в поисковой выдаче по запросам, не имеющим к этому товару отношения. Достигалось такое продвижение использованием ссылок на сайт, куда продавцу товара было бы желательно перенаправить пользователя, на множестве других сайтов без логической связи с их содержимым. На первом этапе изменение коснется ранжирования запросов в Московском регионе по ряду коммерческих тематик, таких как, например, недвижимость, туризм, электроника и бытовая техника. В дальнейшем изменения распространятся и на другие тематики. В сообщении Яндекса говорится: «Мы надеемся, что ресурсы, которые были использованы для манипуляций ссылками, теперь будут направлены на реальное улучшение качества сайта. В конечном итоге от этого выиграют и пользователи, и бизнес, и поисковые системы».
Ранее поисковая машина учитывала количество ссылок на сайт для ранжирования поисковой выдачи: чем ссылок на сайт больше, тем вероятнее этот сайт мог оказаться выше в списке выдаваемых Яндексом ссылок.
С отменой ссылочного ранжирования рынок поисковой оптимизации (SEO) – услуг по продвижению сайтов в поисковой выдаче – ждут серьезные изменения, поскольку в России самый популярный поисковик именно Яндекс, а не Google. Объем рынка SEO в России превышает, по некоторым оценкам, 9 миллиардов рублей.
Генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов полагает, что «значительная доля» SEO-компаний, которые занимались «главным образом cкупкой ссылок», окажутся в затруднительном положении. Но те интернет-проекты, которые больше инвестировали в полноценное продвижение, и те компании, которые оказывают консалтинговые услуги по продвижению сайтов, не пострадают: «Яндекс учитывает при ранжировании выдачи сотни факторов, отказ от одного из них не предполагает отказ от самого принципа работы поисковой машины». Ашманов вспоминает в этой связи, как Яндекс прекратил учет «поведенческого» фактора», т.е. того, какие ссылки пользователь предпочитает в поисковой выдаче. Тогда некоторые SEO-компании, которые «накручивали» рейтинг сайтов за счет роботов, имитировавших поведение пользователя, ушли с рынка, при этом сам рынок никуда не делся. Правда, разница в том, что накрутку за счет поведенческого фактора компания «Ашманов и партнеры» не вела, а ссылочное ранжирование при обслуживании клиентов использовала. Это общепринятая практика, поэтому новшество Яндекса скажется, по крайней мере временно, на всех участниках рынка.
О планах Яндекса отменить ссылочное ранжирование стало известно в декабре прошлого года.
Видеозапись выступления Александра Садовского.