Согласно стратегии развития информационного общества в России, утвержденной президентом страны, к 2015 году доля государственных услуг, получаемых гражданами при помощи информационно-коммуникационных технологий, должна быть доведена до 100%. Для того чтобы российский гражданин мог получать госуслуги, сидя за компьютером дома или в пункте общественного доступа в Интернет, органам государственной власти необходимо решить целый комплекс задач и технологического, и юридического характера. Однако, решая их, следует отталкиваться именно от интересов людей.
Электронное правительство имеет внутренний и внешний контуры. Первый предназначен для автоматизации деятельности органов власти и используется самими госслужащими в рамках внутри- и межведомственного взаимодействия. Эта работа в республике практически завершена. Вся статистика, как, впрочем, и документооборот, ведется в электронном виде. Использование информационных технологий позволяет упростить и мониторинг социально-экономических процессов, происходящих в республике. К примеру, успешной признана заработавшая площадка электронных торгов на поставку товаров и услуг для государственных нужд, тендеры проходят в режиме он-лайн. Существуют десятки различных моделей, позволяющих спрогнозировать социально-экономические процессы. Они, к примеру, помогут довольно точно рассчитать, как повышение тарифов на электроэнергию повлияет на оплату за воду, цену продуктов питания и другое.
Сегодня люди все больше понимают, что такое «электронное правительство». Ликвидировать компьютерную неграмотность, приобрести необходимые знания и реализовать их теперь смогут те, кто нуждается в социальной поддержке, — пенсионеры, инвалиды и безработные.
Согласно общереспубликанскому социологическому опросу 65% взрослого населения республики умеет пользоваться персональным компьютером, 40% из них так или иначе являются пользователями Интернета (в России в среднем это число, по данным Минкомсвязи РФ, составляет 30% населения). При этом регулярно заходят в Интернет около 70% от их числа. Таким образом к интернет-сообществу у нас в республике можно причислить более 20‑ти процентов из 564 тысяч всего взрослого населения. А если прибавить еще и школьников! Кстати, немаловажно и то, что чаще всего выход в Интернет осуществляется с домашнего компьютера (68%), а треть пользователей получают доступ к сети с рабочего места.
Но, по мнению заместителя директора Республиканского центра информационных технологий Михаила Лунева, в число основных компьютерных и Интернет-пользователей входят представители молодежи и служащие. А дальнейший прирост доли пользователей за счет молодежи будет невелик, так как в этой возрастной нише, образно говоря, достигнут «потолок». Увеличение количества компьютеризированных жителей можно только за счет представителей старших возрастных групп, в том числе пенсионеров и лиц с ограниченными физическими возможностями. Это особенно актуально, так как данная категория составляет почти четверть населения Якутии.
— У нас в среднем в год набираются десятки тысяч обращений за государственными муниципальными услугами, — говорит Михаил Васильевич. — При этом заявители должны самостоятельно собрать документы, обратившись в семь-восемь ведомств. В итоге набирается порядка сотен тысяч обращений в течение года. Поэтому не менее важным вопросом по внедрению «электронного правительства» является система межведомственного электронного взаимодействия. Главная функция СМЭВ — передача необходимых данных для оказания госуслуг между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные системы министерств и ведомств.
Якутия является регионом, который перешел на систему управления по результатам. В республике разработан модификатор государственных функций, который, во‑первых, позволил полностью устранить их дублирование различными ведомствами, а во‑вторых, определил индикаторы оценки выполнения каждой из них. Таким образом, регулярный мониторинг дал возможность установить, насколько эффективно работают сегодня чиновники, а полученные результаты — грамотно, с учетом выявленных недостатков сформировать заказ на государственное управление.
С другой стороны, он значительно облегчил доступ жителей республики к нормативно-правовой документации и помог преодолеть бюрократические барьеры. При этом ключевая роль отводится внедрению административных регламентов. Это своеобразная программа действий власти по осуществлению функций, связанных с предоставлением госуслуг. В регламентах прописано, как должны взаимодействовать чиновники с федеральными структурами, политическими партиями, общественными организациями, СМИ, населением. Министерства и ведомства Якутии приступили к составлению перечня предоставляемых ими государственных услуг, каждая из которых имеет определенный стандарт. Формирование единого реестра госуслуг позволило скоординировать действия управленческих структур. Это необходимо для того, чтобы такие услуги, как регистрация прав собственности на недвижимость, отвод земельного участка и другие, оказывались по принципу «одно окно».
На сегодняшний день межведомственное взаимодействие обеспечено по 125 государственным и 31 муниципальной услуге. Определено 97 видов сведений и документов для предоставления региональных и муниципальных услуг, протестированы 14 из 27 электронных сервисов передачи сведений органами власти и МСУ.
В результате значительно выросли позиции республики в рейтинге регионов России по уровню внедрения электронного правительства: если в конце прошлого года Якутия занимала 34‑е место, то уже сегодня находится на 25‑м месте по РФ и на третьем в ДВФО.
Автор Спиридонов Георгий
Газета Якутия