Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и проектный офис по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра при правительстве Российской Федерации (АЦ) представили данные исследования об отношении российских предпринимателей к технологиям искусственного интеллекта (ИИ).
Большинство представителей бизнеса (91%) знают о технологиях искусственного интеллекта (ИИ). При этом 43% не используют и не планируют использовать искусственный интеллект в работе компании. Используют технологии искусственного интеллекта почти треть компаний (31%), а около четверти (23%) планируют их внедрять.
Среди причин отказа от использования технологии искусственного интеллекта представители бизнеса называют отсутствие потребности в данных технологиях (37%), а также ненужность конкретно в их сфере деятельности (28%). Каждый десятый (11%) заявил об отсутствии знаний о данных технологиях, и только 8% опрошенных отказываются от планов по внедрению искусственного интеллекта из-за необходимости крупных финансовых вложений.
Из компаний, которые уже используют технологии искусственного интеллекта, 82% оценивают их использование как эффективное. Наиболее распространенными положительными эффектами называются рост скорости (20%) и повышение удобства работы (14%).
Абсолютное большинство опрошенных (91%) считают, что государство должно способствовать развитию технологий искусственного интеллекта, в первую очередь за счет создания и финансирования программ профессионального образования (54% представителей бизнеса).
Наиболее знакомые бизнес-аудитории примеры использования ИИ – в банковской сфере, браузерах, автомобилях и автомобилестроении, медицине, космосе, мобильных телефонах и сетях, промышленности, военной индустрии, компьютерных программах, роботостроении и робототехнике.
Среди российских компаний, по мнению представителей бизнеса, лидерство в сфере разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта принадлежит компании «Яндекс» (36% — назвали ее лидером в сфере разработки и 28% — в сфере внедрения). Во второю очередь при значительно меньшей доле ответов среди лидеров в указанных отраслях был назван Сбербанк (8% — назвали его лидером в сфере разработки и 11% — в сфере внедрения). Третье место в сфере разработки занял «Касперский» (4%), а в сфере внедрения третье место делят компании Роскосмос, Mail.ru и «Газпром» (по 2% ответов).
Среди иностранных компаний в тройку лидеров по разработке и внедрению технологий искусственного интеллекта вошли Google (35% — сказали о его лидерстве в сфере разработки и 25% — в сфере внедрения), Apple (18% и 14% соответственно) и Microsoft (12% и 7%). Помимо них в сфере разработки 5% назвали лидером компанию Samsung, а 4% — Facebook, Tesla и Amazon. В сфере внедрения ИИ по 4% упомянули о компаниях Tesla и Facebook, а еще по 3% вспомнили об и Amazon и Samsung.