Второй этап переписи продлится год – глава Росстата

667

В понедельник состоялась пресс-конференция «Перепись – итоги первого этапа», на которой руководитель Росстата Павел Малков подвёл итоги первого – сбор данных – этапа всероссийской переписи населения, и сообщил, что второй этап, состоящий в «очистке» и обработке собранных сведений, займёт год.

Это немного – по словам Малкова, данные предыдущих переписей населения обрабатывались по 3-4 года.

Слайд из презентации Павла Малкова

Данные, которые предстоит обрабатывать, Росстат делит на четыре категории:

собранные переписчиками;

поступившие от граждан, заполнивших переписную форму на ЕПГУ;

административные данные;

данные категории «спецконтингент».

Слайд из презентации Павла Малкова

Было пояснено, что «административные данные» – это сведения, «обогащающие» результат переписи. Поступают из разных источников – МВД, органов ЗАГС, «жилконтор». Ещё пример административных данных: уточнить сведения о сокращении населения в определённых населённых пунктах можно с помощью информации ресурсоснабжающих организаций, сказал Малков.

Что касается спецконтингента, то в него глава Росстата записал заключённых и военнослужащих – на том основании, что и тех, и других переписчики не обслуживали. Заключённых переписывала ФСИН. Военнослужащих, очевидно, командование.

Малков извинился за предшествующую информацию Росстата, которая спровоцировала СМИ на заголовки вроде «В переписи населения приняли участие более 99% жителей России». Речь, по его словам, шла о 99% «выполнения плана».

Собранные благодаря переписи данные теперь предстоит структурировать, обеспечить им хранение и многоаспектный доступ для как возможно более широкого использования.

Планшеты

На пресс-конференции обсуждались также технические и организационные аспекты первого этапа переписи.

Переписчики, а их было задействовано 268 тысяч, снабжались, напомним, отечественными планшетами под управлением ОС «Аврора». Таких планшетов в России произведено 360 тысяч штук.

Вице-президент «Ростелекома» Иван Петров сообщил, что установленное на планшетах ПО поддерживалось «Аврора Центром». Работал кол-центр, принявший 6 тысяч сообщений [от переписчиков]. Каждому планшету, находившемуся у переписчиков, «Ростелеком» отвёл 4 гигабайта трафика. Общий объём «полезных данных», переданных устройствами, достиг 1,5 терабайта.

Надёжность отечественного планшета характеризуется показателем «доля устройств, которые пришлось заменить в процессе эксплуатации». Значение этого показателя, по словам Петрова, составило менее 0,25%. В абсолютном выражении, если исходить из  показанного Малковым числа переписчиков – менее 670 штук.

Слайд из презентации Павла Малкова

В действительности больше, поскольку общее число тех, кому планшет выдавался, превышает 300 тысяч.

Производительность планшетов и время работы от аккумулятора оказались удовлетворительны.

С одним из переписчиков произошёл инцидент: неправильно отнёсшие к переписи граждане планшет у него отобрали; Малков обещал наградить пострадавшего. Вообще же инциденты во время переписи были, по его словам, неизбежны, но единичны.

Петров, говоря об информационной безопасности, сказал, что данные переписи — это «персональные данные граждан в едином массиве». Малков позже его поправил: данные переписи не персонализированы.

COVID

На случай заболевания переписчики были застрахованы «Сбером». Заболевших, по словам представителя «Сбера», оказалось 3 тысячи. Они получат по 14 тысяч рублей страховых выплат, если не были госпитализированы, или те же 14 тысяч плюс 700 рублей за сутки пребывания в больнице. Выплаты завершатся не позже «начала декабря».

ЕПГУ

По словам заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олега Качанова, через ЕПГУ в Росстат поступили 10 миллионов переписных листов. Перепись таким способом прошли более 25 миллионов граждан – поскольку каждый переписной лист содержал сведения не только о том, кто его заполнил, но и об участниках его домохозяйства.

Участие в переписи через ЕПГУ Минцифры стимулировало почтовыми рассылками. Их было две – на 80 и 50 миллионов адресов, указанных гражданами при регистрации на ЕПГУ. Также в некоторых банковских мобильных приложениях пользователям демонстрировался банер с рекламой переписи на ЕПГУ.

На сервис онлайн-переписи велись активные фишинговые атаки – злоумышленники таким образом пытались похитить персональные данные граждан. Имели место DDoS-атаки рекордной интенсивности.

Мобильное приложение «Госуслуги» онлайн-участие в переписи не обеспечивало, работала только веб-страница на ЕПГУ. Качанов объяснил это тем, что мобильное приложение пока не обновляется («старую версию пока не трогаем»), новые функции выводятся только на ЕПГУ.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: