Министерство цифрового развития, инноваций, аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (МЦРИАП) разработало концепцию «Цифровой образ жизни (DigitEL)», сообщает zakon.kz.
Концепция является стратегическим документом, определяющим видение развития отрасли ИКТ и цифровой сферы всей страны. Реализация концепций представляется через отраслевые национальные проекты, а также национальный проект МЦРИАП – DigitEL.
Главной идеей концепции является обеспечение «качественного, продуманного, эффективного и прозрачного» взаимодействия населения и бизнес-сообщества с государством. Для этого будет запущен механизм цифровой трансформации в государственных органах и оптимизации государственных функций, проработаны решения по инфраструктурному развитию в ИКТ, управления цифровыми данными, и пр., говорится в документе.
Конечной целью цифровой трансформации в сфере государственного управления является переход на предоставление услуг для населения и бизнес-сообщества через комплексные цифровые решения на основе жизненных ситуаций, что означает предоставление интуитивно понятных, доступных и эффективных государственных услуг, и интегрированный цифровой сбор данных о субъектах бизнеса, организаций. Это также должно означать оптимизацию бизнес-процессов для государственных органов как центральных, так и местных.
Как отмечают в министерстве, сегодня в Казахстане имеется ряд причин и условий, в связи с которыми развитие IT-отрасли и сферы цифровизации имеет определенные проблемы.
Во-первых, в действующем законодательстве страны существуют пробелы, в частности, отсутствуют нормы, регулирующие процесс цифровой трансформации, проведения реинжиниринга и оценки цифровой зрелости государственного сектора и отрасли в целом.
Также необходимо совершенствовать правовое поле формирования и развития IT-архитектуры государственных органов с целью унификации, исключения дублирования функций, задач и информационных систем государственных органов, а также с возможностью отражения целевой «картины» архитектуры правительства.
Недостаточно развернута правовая база управления данными. Отсутствует термин «смарт-контракт».
Во-вторых, одной из проблем является низкий уровень применения цифровых инструментов в производственном секторе, что обусловлено непониманием бизнеса возможностей и потенциала применения цифровых технологий.
В-третьих, непонимание отдельными государственными органами и лицами преимуществ цифровизации несет огромный риск для развития страны в целом.
В-четвертых, на сегодняшний день в Казахстане во многих отраслях экономики остро стоит проблема с наличием высококвалифицированных ИКТ-специалистов.
Cогласно проведённому расчету, текущая потребность в ИКТ-специалистах для разных отраслей экономики в Республике Казахстан составляет 31 653 человека.
По данным министерства, на сегодняшний день подготовку IT-кадров в Казахстане осуществляют 84 из 116 вузов республики. При этом министерством образования и науки РК ежегодно выделяются восемь-девять тысяч образовательных грантов вузам для подготовки IT-специалистов. Стоимость государственного гранта для республиканских вузов составляет 1 004 700 тенге, для региональных – 920 500 тенге (1 миллион тенге равен 178 990,52 рубля – ред.). За 2018-2020 годы было выпущено 30 604 специалиста.
Проведенные расчеты говорят о том, что количество выпускаемых в настоящее время ИКТ-специалистов не покрывает ежегодную потребность кадрового рынка, что может привести к риску замедления цифровизации разных отраслей экономики в стране. Кроме того, наблюдается кадровый дефицит в специалистах, имеющих практические навыки и теоретические знания в сфере проектирования и разработки современных электронных устройств. Данная проблема прежде всего обусловлена отсутствием интегрированного обучения специалиста в системе «школа – колледж – вуз – предприятие», — говорится в документе. В рамках национального проекта будет сделан акцент на концепцию непрерывного образования («Обучение в течение всей жизни»).
К 2030 году в стране должно появиться 5–10 тысяч аналитиков данных, 20–25 тысяч разработчиков систем данных, 2–5 тысяч дата-сайентистов (исследователи данных), — говорится в концепции.
В-пятых, имеется проблема использования нелицензионного ПО. Согласно результатам исследования, BSA «Глобальное исследование рынка программного обеспечения» (BSA Global Software Survey) уровень использования нелицензионного ПО в Казахстане в 2019 году составил 74%.
В-шестых, IT-компании Казахстана при экспорте на зарубежные рынки сталкиваются со следующими проблемами:
- низкий уровень доверия зарубежных потребителей к продукции казахстанских IT-компаний;
- высокая стоимость продвижения и продаж на экспортных рынках;
- сложность привлечения зарубежного финансирования;
- низкая конкурентоспособность на экспортных рынках.
При этом большинство IT-решений/товаров и услуг разрабатываются с фокусом преимущественно на локальный, а не на глобальный рынок. В связи с чем необходимо рассмотреть институт или площадку, где разработчики решения или услуги могут провести комплексную диагностику и определить востребованность данного продукта.
Кроме того, специфика отрасли требует высоких затрат на НИОКР, средств на которые у предприятий недостаточно.
В документе описаны актуальные современные тренды и ключевые технологии будущего. Среди последних – искусственный интеллект, IoT и 5G.
Для того, чтобы Казахстан смог использовать весь потенциал применения технологий ИИ и углубленной аналитики, потребуется также немало совместных усилий со стороны государства, частного бизнеса и жителей страны, говорится в проекте концепции.