В Казахстане разработана концепция «Цифровой образ жизни»

1135

Министерство цифрового развития, инноваций, аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (МЦРИАП) разработало концепцию «Цифровой образ жизни (DigitEL)», сообщает zakon.kz.

Концепция является стратегическим документом, определяющим видение развития отрасли ИКТ и цифровой сферы всей страны. Реализация концепций представляется через отраслевые национальные проекты, а также национальный проект МЦРИАП – DigitEL.

Главной идеей концепции является обеспечение «качественного, продуманного, эффективного и прозрачного» взаимодействия населения и бизнес-сообщества с государством. Для этого будет запущен механизм цифровой трансформации в государственных органах и оптимизации государственных функций, проработаны решения по инфраструктурному развитию в ИКТ, управления цифровыми данными, и пр., говорится в документе.

Конечной целью цифровой трансформации в сфере государственного управления является переход на предоставление услуг для населения и бизнес-сообщества через комплексные цифровые решения на основе жизненных ситуаций, что означает предоставление интуитивно понятных, доступных и эффективных государственных услуг, и интегрированный цифровой сбор данных о субъектах бизнеса, организаций. Это также должно означать оптимизацию бизнес-процессов для государственных органов как центральных, так и местных.

Как отмечают в министерстве, сегодня в Казахстане имеется ряд причин и условий, в связи с которыми развитие IT-отрасли и сферы цифровизации имеет определенные проблемы.

Во-первых, в действующем законодательстве страны существуют пробелы, в частности, отсутствуют нормы, регулирующие процесс цифровой трансформации, проведения реинжиниринга и оценки цифровой зрелости государственного сектора и отрасли в целом.

Также необходимо совершенствовать правовое поле формирования и развития IT-архитектуры государственных органов с целью унификации, исключения дублирования функций, задач и информационных систем государственных органов, а также с возможностью отражения целевой «картины» архитектуры правительства.

Недостаточно развернута правовая база управления данными. Отсутствует термин «смарт-контракт».

Во-вторых, одной из проблем является низкий уровень применения цифровых инструментов в производственном секторе, что обусловлено непониманием бизнеса возможностей и потенциала применения цифровых технологий.

В-третьих, непонимание отдельными государственными органами и лицами преимуществ цифровизации несет огромный риск для развития страны в целом.

В-четвертых, на сегодняшний день в Казахстане во многих отраслях экономики остро стоит проблема с наличием высококвалифицированных ИКТ-специалистов.

Cогласно проведённому расчету, текущая потребность в ИКТ-специалистах для разных отраслей экономики в Республике Казахстан составляет 31 653 человека.

По данным министерства, на сегодняшний день подготовку IT-кадров в Казахстане осуществляют 84 из 116 вузов республики. При этом министерством образования и науки РК ежегодно выделяются восемь-девять тысяч образовательных грантов вузам для подготовки IT-специалистов. Стоимость государственного гранта для республиканских вузов составляет 1 004 700 тенге, для региональных – 920 500 тенге (1 миллион тенге равен 178 990,52 рубля – ред.). За 2018-2020 годы было выпущено 30 604 специалиста.

Проведенные расчеты говорят о том, что количество выпускаемых в настоящее время ИКТ-специалистов не покрывает ежегодную потребность кадрового рынка, что может привести к риску замедления цифровизации разных отраслей экономики в стране. Кроме того, наблюдается кадровый дефицит в специалистах, имеющих практические навыки и теоретические знания в сфере проектирования и разработки современных электронных устройств. Данная проблема прежде всего обусловлена отсутствием интегрированного обучения специалиста в системе «школа – колледж – вуз – предприятие», — говорится в документе. В рамках национального проекта будет сделан акцент на концепцию непрерывного образования («Обучение в течение всей жизни»).

К 2030 году в стране должно появиться 5–10 тысяч аналитиков данных, 20–25 тысяч разработчиков систем данных, 2–5 тысяч дата-сайентистов (исследователи данных), — говорится в концепции.

В-пятых, имеется проблема использования нелицензионного ПО. Согласно результатам исследования, BSA «Глобальное исследование рынка программного обеспечения» (BSA Global Software Survey) уровень использования нелицензионного ПО в Казахстане в 2019 году составил 74%.

В-шестых, IT-компании Казахстана при экспорте на зарубежные рынки сталкиваются со следующими проблемами:

  • низкий уровень доверия зарубежных потребителей к продукции казахстанских IT-компаний;
  • высокая стоимость продвижения и продаж на экспортных рынках;
  • сложность привлечения зарубежного финансирования;
  • низкая конкурентоспособность на экспортных рынках.

При этом большинство IT-решений/товаров и услуг разрабатываются с фокусом преимущественно на локальный, а не на глобальный рынок. В связи с чем необходимо рассмотреть институт или площадку, где разработчики решения или услуги могут провести комплексную диагностику и определить востребованность данного продукта.

Кроме того, специфика отрасли требует высоких затрат на НИОКР, средств на которые у предприятий недостаточно.

В документе описаны актуальные современные тренды и ключевые технологии будущего. Среди последних – искусственный интеллект, IoT и 5G.

Для того, чтобы Казахстан смог использовать весь потенциал применения технологий ИИ и углубленной аналитики, потребуется также немало совместных усилий со стороны государства, частного бизнеса и жителей страны, говорится в проекте концепции.

См. также: Цифровая повестка Республики Казахстан >>>

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: