Управление Интернетом – последние события и публикации на 13 октября 2019 года

1979

Законодательство, политика, регулирование

7 октября 2019 г. На 5-м Интернет-форуме ЕС был принят Кризисный протокол ЕС по быстрому реагированию на сдерживание вирусного распространения террористического и насильственного экстремистского контента в Интернете.

Европейская комиссия, государства-члены и поставщики онлайн-услуг, включая Facebook, Twitter, Google, Microsoft, Dropbox, JustPaste.it и Snap, обязались сотрудничать на добровольной основе в рамках, изложенных в Кризисном протоколе.

Основные положения Протокола, опубликованные в СМИ.

  • Протокол не заменяет собой национальные правовые рамки или существующие национальные механизмы регулирования кризисов. Он должен применяться только к чрезвычайным ситуациям, когда этих национальных мер уже недостаточно для координации быстрого и трансграничного реагирования.
  • Органы власти государств-членов, совместно с Европолом, глобальным Интернет-форумом по борьбе с терроризмом и поставщиками онлайновых услуг будут оперативно реагировать скоординированным образом для обеспечения быстрых, скоординированных действий по удалению террористического контента с онлайн-платформ и сдерживанию распространения террористического материала.
  • Правоохранительные органы и поставщики онлайновых услуг в случае возникновения кризисной ситуации будут обмениваться соответствующей информацией об онлайновом контенте (например, URL-адреса, аудиовизуальные средства массовой информации и метаданные) на добровольной основе, безопасным образом и в режиме реального времени.

Интернет-форум ЕС также обсудил общий прогресс, достигнутый в обеспечении удаления террористического контента в Интернете с момента его последней встречи в декабре 2018, а также пути укрепления сотрудничества в решении других проблем, таких как сексуальная эксплуатация детей в Интернете.

10 октября 2019 г. Европарламент призвал соцсети и интернет-компании сотрудничать со структурами ЕС для противодействия «крайне опасной российской пропаганде».

Такой призыв содержится в одобренной большинством голосов Резолюции «об иностранном вмешательстве и дезинформации в национальных и европейских демократических процессах».

«Депутаты Европарламента призывают к повышению статуса оперативной группы по стратегическим коммуникациям (East StratCom Task Force) до постоянной структуры со значительно более высоким финансированием, а также призывают интернет- и социальные медиакомпании сотрудничать в противодействии дезинформации», – сообщили в ЕП по итогам слушаний.

В целом резолюция, которая не имеет обязательного характера, повторяет по ключевым тезисам аналогичные проекты и резолюции за предыдущие годы.

В частности, в ней «выражается глубокая озабоченность по поводу крайне опасного характера российской пропаганды» и содержится «призыв к Еврокомиссии и Совету ЕС разработать эффективную и подробную стратегию быстрого и решительного противодействия российским стратегиям дезинформации».

При этом в начале декабря 2018 г. ЕК уже официально представила план «противодействия дезинформации», предусматривающий создание системы оповещения и более чем двукратное увеличение финансирования задействованных в этой деятельности структур.

Международные события

7 октября 2019 г. Управление по защите персональных данных Турции (KVKK) заявило, что оштрафовало Facebook на 1,6 млн турецких лир за нарушение конфиденциальности персональных данных пользователей.

Отмечается, что нарушение произошло еще в прошлом году и затронуло более 280 тысяч пользователей. Их персональные данные, включая имена, даты рождения, местоположение, стали доступны из-за утечки третьим лицам.

«Необходимые административные и технические меры, предусмотренные законом для предотвращения этого нарушения, не были приняты. Принято решение оштрафовать Facebook на 1,15 млн турецких лир за невыполнение своих обязанностей по защите персональных данных… Дополнительный штраф в размере 450 тысяч лир наложен на Facebook за то, что он не сообщил властям о нарушении конфиденциальности», – говорится в сообщении KVKK.

В мае 2019 г. Управление по защите персональных данных Турции оштрафовало Facebook на 1,65 млн. турецких лир из-за того, что в общий доступ попали конфиденциальные фотографии пользователей.

7 октября 2019 г. Еврокомиссия открыла прием заявок на конкурс по созданию обсерватории цифровых медиа.

Европейская комиссия объявила конкурс по созданию Европейской обсерватории цифровых медиа – первого базового сервиса цифровой платформы для борьбы с дезинформацией в Европе. Европейская обсерватория цифровых медиа будет служить центром для проверщиков фактов, ученых и исследователей, чтобы сотрудничать друг с другом и активно связываться с медиа-организациями и экспертами в области медийной грамотности, а также оказывать поддержку политикам.

Обсерватория поможет разработать структуру, обеспечивающую безопасный доступ к данным платформ для академических исследователей, работающих над улучшением понимания дезинформации.

13 октября 2019 г. Китайское правительственное приложение заподозрили в шпионаже за пользователями. Исследователи кибербезопасности из компании Cure53 обнаружили, что приложение Коммунистической партии Китая под названием Study the Great Nation имеет доступ с уровнем «суперпользователя» к более чем 100 млн. Android-устройств. Правительство может через бэкдор получать доступ к сообщениям, фотографиям, контактам и истории браузинга телефонов.

По словам исследователей, разработчики «сознательно использовали» слабое шифрование в таких функциях, как почта и биометрическая аутентификация. Кроме того, приложение хранит файлы в памяти телефона таким образом, чтобы другие приложения могли считывать данные с них. Программа также содержит командную строку, выступающую в качестве бэкдора, которая выполняет команды с правами «суперпользователя», расширяя доступ к данным телефона без явного запроса корневого доступа. Таким образом, власти могут отслеживать местоположение, активировать аудиозапись или совершать звонки без ведома пользователя.

Выпущенное в январе нынешнего года приложение использовалось Коммунистической партией Китая для пропаганды. Она запустила несколько кампаний в социальных сетях, таких как WeChat и Weibo, побуждая людей установить данную программу.

Информационное бюро Госсовета Китая опровергло все обвинения.

Публикации

10 октября 2019 г. Глобальная инициатива по обеспечению устойчивости (GeSI) и консалтинговая компания Deloitte выпустили отчет, в котором изложены действия, которые цифровая индустрия может предпринять для ускорения достижения целей устойчивого развития (ЦУР) и максимизировать результат. В докладе содержится призыв к разработке и внедрению цифровых технологий для поддержки преобразований, необходимых для достижения ЦУР к 2030 году.

В отчете указываются области, в которых цифровые технологии могут оказывать негативное влияние на ЦУР, такие как усиление цифрового разрыва, консолидация власти немногих над многими, стимулирование потребления и инициация изменений на рынках труда.

В отчете показано, как будут различаться потребности в цифровых технологиях для каждого географического региона и какие технологии помогут достичь определённых целей ЦУР.

  • Африка: цифровой доступ будет способствовать снижению материнской смертности (целевая задача 3.1) за счет увеличения количества родов с участием квалифицированной медицинской помощи профессионалов, также позволит увеличить производительность фермерского хозяйства (цель 2.3);
  • Азия: цифровой доступ, Интернет вещей (internet of things – IoT) и искусственный интеллект (ИИ) помогут сократить объемы загрязнения воздуха (целевая задача 11.6) от автомобильного транспорта и развить более устойчивое сельское хозяйство (цель 2.4), уменьшая количество используемого синтетического азотного удобрения;
  • Океания: цифровизация будет способствовать увеличению доступа женщин к услугам по планированию семьи (целевая задача 5.6) и повышению грамотности молодежи (целевая задача 4.6);
  • Латинская Америка и Карибский бассейн: интернет вещей и облако обеспечит снижение потерь продовольствия в цепочке поставок (цель 12.3), а ИИ и облако позволят обеспечить устойчивое управление лесами (целевая задача 15.2);
  • Северная Америка: цифровой доступ, ИИ и интернет вещей будут поддерживать более устойчивое использование водных ресурсов (целевая задача 6.4) и позволят повысить энергоэффективность (задача 7.3);
  • Европа: Интернет вещей поможет достичь большей устойчивости и эффективности использования ресурсов в промышленности (целевые показатели 8.4, 9.4, 12.2) и помочь развитию более устойчивого сельского хозяйства (цель 2.4), сократить выбросы из сектора.

11 октября 2019 г. Государства–члены ЕС при поддержке Европейской комиссии и Европейского агентства по кибербезопасности опубликовали доклад о скоординированной оценке рисков ЕС по кибербезопасности в сетях пятого поколения (5G). Этот важный шаг является частью реализации рекомендации Европейской комиссии, принятой в марте 2019 г. для обеспечения высокого уровня кибербезопасности сетей 5G по всему ЕС.

Доклад основан на результатах национальных оценок рисков кибербезопасности, проведенных всеми государствами-членами ЕС. В нем определяются основные угрозы и субъекты угроз, наиболее чувствительные активы, основные уязвимости (в том числе технические и другие виды уязвимостей) и ряд стратегических рисков.

Согласно докладу безопасность сетей 5G является и будет оставаться первоочередной задачей в ближайшие годы, поскольку именно сети 5G сформируют будущую основу обществ и экономик, объединяя миллиарды объектов и систем, в том числе в таких критически важных секторах, как энергетика, транспорт, банковское дело и здравоохранение, а также промышленные системы контроля, несущие конфиденциальную информацию и поддерживающие системы безопасности. После завершения оценки рисков следующим шагом будет подготовка набора возможных ответных мер для управления этими рисками и смягчения их последствий.

Ожидается, что инструментарий будет готов 31 декабря 2019 г.

К 1 октября 2020 г. государства-члены в сотрудничестве с Комиссией должны провести оценку последствий своих рекомендаций, с тем, чтобы определить, существует ли необходимость в дальнейших действиях.

Такой совместный подход всех государств-членов послужит основой для безопасного развертывания сетей 5G по всему Европейскому союзу.

13 октября 2019 г. Принимаемые сегодня меры по борьбе с кампаниями по дезинформации, которые якобы проводит Россия, недостаточно эффективны и западным странам необходимо усовершенствовать своё законодательство для более эффективной борьбы. Об этом говорится в докладе британского аналитического центра в области международных отношений Chatham House. В докладе указывается, что попытки повлиять на западное общественное мнение предпринимаются также Ираном, Китаем и КНДР, но главная угроза всё равно исходит от Москвы.

«Россия остаётся главным источником дезинформации, поступающей в Европу. США и Европейский парламент выяснили, что дезинформация применяется и другими государственными субъектами, такими как Иран, Китай и Северная Корея», – говорится в документе.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: