Украинские интернет-магазины могут недополучить треть доходов к концу 2014 года в связи с ухудшением экономической и политической ситуации в стране, сообщает издание «Капитал».
По оценкам экс-заместителя директора «Укрпошты» Геннадия Вовка, с начала 2014 года украинский рынок электронной коммерции уже просел на 30 % в деньгах.
Маркетинг-директор торговой площадки Aukro.ua Анна Перевозник замечает, что за этот период объем рынка сократился на 15-20 %. О похожей динамике ранее говорил также основатель шопинг-клуба Le Boutique Андрей Дрогобыцкий. «Девальвация гривны очень сильно повлияла на бизнес. Но больше отразилось постоянное колебание курса, нет стабильности», — говорит директор по развитию бизнеса интернет магазина Fotos.ua Дмитрий Покотило.
Вовк предполагает, что больше всего в доходах потеряют крупные магазины, у которых избыток товара на складах. Интернет-компании и частные предприниматели, торгующие недорогими товарами, на данный момент пострадали менее всего, хотя темпы роста продаж у них также сократились. Например, если ранее полугодовой рост товарооборота небольших магазинов-участников площадки Prom.ua составлял 200-250 %, то за последние полгода число заказов по всей Украине выросло только на 29 %.
Как рассказал «Капиталу» основатель крупнейшего интернет-магазина Rozetka Владислав Чечеткин, около 10 % заказов магазина раньше было из Крыма. Сейчас их количество снизилось в разы. «Восстановив доставку в Крым, мы все равно в среднем потеряли около 20 % планируемых продаж», — добавляет Покотило.
Бизнесмены объясняют, что в Крыму появились существенные препятствия в виде запретов или ограничений на поставки некоторых видов товара. Кроме того, использование в расчетах на территории Крыма российского рубля привело к невозможности свободного отпуска товаров крымским покупателям. Также логистические компании столкнулись с проблемами с доставкой вроде изъятия груза на границе или на «неспокойных» восточных территориях.
Украинские интернет-торговцы также жалуются на конкуренцию со стороны иностранных магазинов.
По данным аналитического агентства Gfk Ukraine, в 2012 году 18 % украинских пользователей покупали товары в иностранных интернет-магазинах. В 2013 году таких уже было 26 %. «В текущем году эта цифра точно не уменьшится», — прогнозирует аналитик Gfk Ukraine Дарья Перекосова.
По данным агентства, в пятерку самых популярных на Украине интернет-магазинов входят американский eBay.com, китайские Aliexpress.com и Taobao.com, а также американские Amazon.com и 6pm.com (магазин одежды, принадлежащий ресурсу Zappos.com). Все они предлагали более низкую цену, чем украинские, практически по всем категориям товаров, и более высокий уровень сервиса.