«Трамп преуспел» – NYT иронизирует по поводу результатов борьбы с Huawei
Предлагаем вашему вниманию сокращённый перевод статьи преподавателя MIT Яшень Хуана (Yasheng Huang) «Trump has succeeded. Now lots of Chinese people are buying Huawei phones». Автор демонстрирует основную ошибку администрации Трампа – США повели дело так, что преследование единственной китайской компании граждане КНР сочли оскорбительным для всего Китая.
Ранее на этой неделе китайское правительство агрессивно девальвировало юань – это ясный знак, что оно приготовилось к затяжной торговой войне с США. Девальвация валюты – мать всех контрмер. Решение, принятое в ответ на заградительные пошлины Штатов, может побудить Америку к валютной войне, а это потрясет глобальную экономику больше, чем любая торговая война. Это также несёт определенные риски для Китая, включая отток капитала и инфляцию. Однако китайские власти, похоже, уверены, что могут перенести эти побочные эффекты. Почему?
Потому, что им удалось завоевать поддержку своих граждан, убедив их, что торговая война с США – это война не против [правительства] Китая, а против китайского народа.
Поначалу, когда в марте 2018 администрация Трампа впервые обложила пошлиной китайские товары, реакция гражданского сообщества была иной: некоторые либерально настроенные китайцы даже поддерживали этот ход, полагая, что он приведет к реформе экономики Китая.
Но ситуация изменилась в конце 2018, когда США ввели санкции против Huawei, а коммерческий директор (и дочь основателя – ред.) компании Мэн Ванчжоу (Meng Wanzhou) была арестована в Канаде по требованию американских властей. И хотя расследования в отношении деятельности Huawei начались еще в 2010 году, при президенте Бараке Обаме, именно Трамп превратил разрозненные судебные дела в образчик открытой торговой войны.
И теперь в Китае все – от либералов до ультранационалистов – сошлись во мнении, что Америка пытается подорвать благополучие китайской нации. Осознавая это, китайские потребители отвечают активной покупкой смартфонов Huawei, хотя даже основатель компании Рен Чжэнфэй (Ren Zhengfei) отговаривает их от идеи «покупка продуктов Huawei есть акт патриотизма».
Продажи Huawei выросли на 23% за первые шесть месяцев 2019 года в сравнении с тем же периодом 2018 – несмотря на экономический спад в Китае и санкции США. Согласно исследованию Canalys, число мобильных телефонов Huawei, проданных в Китае, увеличилось на 31% во втором квартале этого года по сравнению со вторым кварталом прошлого года.
Однако поддержкой потребителей пользуется лишь Huawei. Другие китайские компании показывают гораздо худшие результаты на родине. Продажи локальных конкурентов Huawei в рассматриваемый период упали: у Oppo — на 18%, у Vivo – на 19%, у Xiaomi – на 20%. Для сравнения, продажи Apple в Китае упали лишь на 14%. То есть покупатели отчего-то зафиксировались на единственной компании, против которой Америка ополчилась больше всего, вместо того, чтобы поддерживать китайских производителей в целом.
Американцы могут думать о Huawei как о пешке или добровольном партнёре китайского правительства, но в глазах многих китайцев компания символизирует высокие технологии, предпринимательство и успех, достигнутый перед лицом политических невзгод.
Huawei никогда не была любимицей правительства, она достигла успеха вопреки, а не благодаря условиям, в которые была поставлена официальной индустриальной политикой. Ей с самого начала приходилось трудно, и она училась выживать, а ведущей технологической компанией Китая она стала благодаря сражениям на высококонкурентном международном рынке.
Так давить на Huawei – ошибка со стороны США; эта компания — неверная цель для конфронтации с Китаем, даже если многие обвинения в её адрес обоснованы.
Да, Huawei воровала интеллектуальную собственность, но она также серьёзно инвестировала в исследования и разработки. Согласно данным Евросоюза, в 2019 году Huawei занимает пятое место в мире по вложениям в R&D, опережая Apple (седьмое место). Около 45% сотрудников компании работают в R&D-сфере.
По китайским меркам Huawei охотно идёт на [международное экономическое] сотрудничество: при наличии собственной операционной системы она продолжает пользоваться Google Android. Сумма контрактов на поставки продукции американских компаний составляет около 11 миллиардов долларов в год. В штате Huawei множество иностранцев, в том числе на руководящих позициях.
Ирония ситуации состоит в том, что китайцы, превозносящие Huawei, похоже, делают это именно потому, что она выступает за ценности, схожие с американскими: независимость взглядов, открытость миру и установка «если надо – сделаю».
Интересно, что ZTE, против которой Трамп тоже начал было войну, как раз госкомпания, более слабая технологически и менее любимая народом. Однако в отношении неё США ослабили давление и отменили санкции.
Это ещё одна ошибка Америки. Если бы Трамп «дожал» ZTE, у него появилось бы больше рычагов давления на другие китайские компании. Вместо этого он выбрал целью Huawei, серьёзного противника – и потерял, среди прочего, доверие китайской публики.
Теперь США следует помочь Китаю вернуться за стол переговоров, устранив «дело Huawei» из своего списка вопросов, вызывающих озабоченность.
Торговую войну – которая сейчас рискует превратиться в валютную – нелегко выиграть. И это потребует гораздо более глубокого понимания китайских реалий, нежели то, которое мистер Трамп сейчас демонстрирует.