Президент РФ Владимир Путин подписал в понедельник указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», в которой, помимо прочего, указаны цели и задачи, касающиеся развития в стране цифровых технологий.
Стратегия, как указано в документе, реализуется в процессе осуществления политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.
Документ должен быть учтен во всех аналогичных документах федерального и регионального уровня.
Так, к основным вызовам и угрозам экономической безопасности, согласно Стратегии, относятся, в том числе:
- стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;
- использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;
- подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;
- исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;
- отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;
- слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов.
Как сказано в документе, вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.
Поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности названо одной из целей опубликованной стратегии.
Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере.
Основными задачами по реализации направления, касающегося создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере, являются:
- преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;
- интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;
- расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
- обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;
- развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций Российской Федерации на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;
- регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;
- развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование;
- стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
- совершенствование правовых и административных механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей на объекты промышленной собственности;
- совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы.
Основными задачами по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, являются, в том числе, совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств и развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений.
Основными задачами по реализации направления, касающегося повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики, являются:
- содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий;
- расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;
- обеспечение правовой консультативной поддержки законных интересов российских экспортеров за рубежом;
- оказание российским организациям содействия, в том числе путем заключения межправительственных соглашений, в расширении их участия в международной экономической кооперации и пр.
Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются:
- совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;
- развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях.
Основными задачами по реализации таких направлений, как развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики, указаны:
- использование механизмов проектной деятельности, в том числе при решении задач обеспечения экономической безопасности;
- совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и материалов в производственной и хозяйственной деятельности;
- обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств;
- создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;
- поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса.
Показателями состояния экономической безопасности являются доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг; доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте; доля организаций, осуществляющих технологические инновации.
Информационно-аналитическая поддержка реализации Стратегии должна осуществляться с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Реализация Стратегии осуществляется в два этапа: на первом этапе (до 2019 года) — разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния; второй этап (до 2030 года) — выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.
Правительству поручено в 3-месячный срок разработать меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение.