Утверждённая правительством долгосрочная стратегия развития транспортной отрасли России (до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года) предполагает активное внедрение цифровых сервисов на общественном транспорте – от безналичной оплаты с применением биометрических технологий до внедрения модели «мобильность как услуга» (Mobility as a Servic, MaaS), следует из соответствующего распоряжения, опубликованного на сайте правительства.
По итогам реализации заявленных планов технологии интеллектуальных транспортных систем должны будут охватить крупнейшие агломерации с общей численностью населения 80 миллионов человек.
Ожидается, что к 2035 году доля пассажиров, использующих биометрическую идентификацию на пригородных, междугородних и международных перевозках, составит 80%.
Как говорится в документе, в отношении цифровизации транспортного комплекса ранее были инициированы и реализованы ключевые проекты – создание электронных навигационных карт внутренних водных путей, внедрение электронных товарных накладных и электронных пломб, ввод в промышленную эксплуатацию государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», развитие цифровых систем оплаты проезда на городском транспорте. При этом отмечается низкий уровень цифровизации документооборота на отдельных видах транспорта – более трёх миллиардов перевозочных документов оформляется в бумажном виде ежегодно.
Исходя из текущего состояния, в стратегии определены следующие направления развития транспортного комплекса в части развития технологий, включая цифровые:
- повышение уровня технологического развития транспортного комплекса, в том числе уровня цифровизации пассажирских и грузовых перевозок, в целях снижения издержек, повышения надежности, безопасности инфраструктуры и транспортных средств, а также экологичности транспортного комплекса;
- развитие цифровых решений для взаимодействия с клиентами и их информационного обеспечения;
- повышение уровня проникновения цифровых технологий по всему жизненному циклу транспортной инфраструктуры и транспортных средств для всех видов транспорта;
- повышение уровня цифровизации при организации управления транспортным комплексом.
Цифровизации отрасли посвящена отдельная глава стратегии – «Цифровая трансформация, а также технологическое и кадровое сопровождение развития транспортной отрасли». Отмечается, что ЦТ не только обеспечит повышение качества транспортно-логистических услуг, но и будет способствовать развитию таких импортозамещающих производств, как машиностроение, электроника, разработка программного обеспечения.
Цифровизация, говорится в документе, создает условия для достижения следующих прогнозных результатов по всем видам транспорта:
- рост производительности труда минимум в два раза к 2035 году, в первую очередь за счёт технологий автономного вождения, автоматизации процессов управления на основе прогнозной аналитики, построенной на применении искусственного интеллекта;
- увеличение скорости мультимодальной перевозки в четыре раза, в том числе в части транзитных и внутрироссийских грузовых и пассажирских перевозок, за счёт цифровизации планирования и управления грузовыми и пассажирскими потоками и связанного документооборота;
- сокращение сроков ожидания и прохождения таможенных процедур в 10 раз за счёт цифровизации трансграничного информационного обмена;
- сокращение времени ожидания и прохождения контрольных процедур на всех видах транспорта в пять раз за счёт внедрения цифровых билетных систем.
Цифровизация различных секторов транспортной отрасли происходит неравномерно. Наибольший прогресс наблюдается в таких областях, как взаимодействие с клиентами (в том числе посредством цифровых каналов, развития платформ-агрегаторов) и управление изменениями.
Создание цифровых бизнес-моделей, внедрение цифровых платформ и гибких методов разработки внутри организаций демонстрируют средние показатели уровня внедрения.
Отстающими областями являются цифровизация поддерживающих функций и операций внутри организации.
Отмечается дефицит кадров, обладающих необходимыми цифровыми навыками.
Основными барьерами цифровизации отрасли являются нехватка специализированных кадров и финансовых ресурсов, неэффективные стандарты и нормативно-правовое регулирование, в том числе в части электронного документооборота и предоставления государственных услуг, низкий приоритет цифровой трансформации для многих участников транспортного рынка.
Среди технологических трендов цифровизации в транспортной отрасли выделены системы обработки больших объёмов данных и искусственный интеллект.
Прогнозируется, что к 2025 году до 30% данных будут собираться и анализироваться в реальном времени, а в транспорте — применяться для моделирования и оптимизации транспортных потоков, планирования развития транспортной и логистической инфраструктуры, оптимизации ремонтов и технического обслуживания за счет прогнозирования на основе интеллектуального анализа данных и событий.
Также описано применение технологии распределённого реестра (блокчейн, смарт-контракты), биометрии, виртуальной и дополненной реальности, Интернета вещей, компонентов робототехники и сенсорики, дронов. Отмечены информационное моделирование зданий и сооружений (BIM-моделирование), или цифровые двойники, технологии беспроводной связи, высокоскоростной Интернет на базе технологий поколения 5G и выше.
См. также: Утверждена концепция интеграции беспилотников в единое воздушное пространство РФ >>>
Направления цифровой трансформации транспорта
Исходя из целей и задач стратегии, высокотехнологичных трендов и оценки цифровой зрелости транспортной отрасли будет реализована цифровая трансформация по следующим направлениям:
- внедрение интегрированных транспортных сервисов, позволяющих цифровизовать процессы для участников перевозки и повысить эффективность взаимодействия участников, сервисной модели «мобильность как услуга», электронных площадок заказа грузовых, логистических услуг и услуг электронной коммерции (в формате «груз как услуга», Freight-as-a-Service), а также внедрение цифровых транспортных коридоров;
- цифровизация грузопотоков, предусматривающая: системы отслеживания перемещения грузов, инфраструктуру считывания и мониторинга прохождения грузов через транспортные узлы и логистические терминалы;
- интеллектуальную аналитику грузопотоков и планирование транспортных коридоров;
- цифровизация транспортных средств, включая внедрение: продвинутых систем помощи водителю, высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств на всех видах транспорта (беспилотные автомобили, автономный железнодорожный транспорт, автономный водный транспорт, беспилотные воздушные суда, автономные транспортные средства и погрузчики для транспортных терминалов, беспилотные колёсные средства для доставки по улично-дорожной сети);
- мониторинга транспортных средств и предиктивное техническое обслуживание и ремонт;
- цифровизация транспортной инфраструктуры, предусматривающая: интеллектуальные транспортные системы (все виды транспорта, включая городскую сеть общественного транспорта);
- цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры;
- предиктивные ремонты объектов транспортной инфраструктуры;
- цифровые (интеллектуальные) терминалы (пассажирские, грузовые, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации);
- цифровизация деятельности органов власти в области транспортной отрасли, предусматривающая: государственные услуги в электронном виде; ситуационные центры и моделирование развития транспортной отрасли; создание цифровых платформ как базового условия для цифровой трансформации, включая: государственную информационную систему «Электронные перевозочные документы»; инфраструктуру для обмена юридически значимыми данными между участниками отрасли и государством; систему отслеживания грузов и мониторинга грузоперевозок с применением специализированных устройств, меток и иного оборудования; цифровой профиль пассажира; защищённые технологические сети транспортного комплекса; цифровизацию для транспортной безопасности; биометрические технологии.
См. также: В Новгороде приступили к тиражированию «умных» пешеходных переходов >>>
При внедрении цифровых сервисов в процессы оказания транспортных услуг в электронной форме, в том числе государственных и муниципальных услуг, и создании или развитии информационных систем предусматривается использование инфраструктуры электронного правительства, в частности единого портала госуслуг (ЕПГУ), единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), системы межведомственного электронного взаимодействия, а также подписание документов усиленными квалифицированными электронными подписями и усиленными неквалифицированными электронными подписями, сертификаты ключей проверки которых созданы и используются в указанной инфраструктуре.
Глава также включает подразделы «Цифровизация транспортных средств», «Цифровизация транспортной инфраструктуры», «Цифровизация деятельности органов власти в области транспортной отрасли».
Основные этапы цифровой трансформации транспорта
К 2024 году предполагается осуществить проведение опытной эксплуатации цифровых решений для транспортной отрасли, разработку необходимых стандартов, нормативно-правовых актов для обеспечения внедрения цифровых решений в транспортную отрасль, реализацию пилотных проектов цифровых решений, принятие и использование мер государственной поддержки в целях стимулирования компаний, внедряющих цифровые решения, а также запуск программ развития цифровой грамотности кадров и компетенций в транспортной отрасли.
К 2030 году планируется проведение оценки этапа опытной эксплуатации и масштабное применение положительных результатов в иных проектах транспортной инфраструктуры, на транспортных маршрутах (направлениях), в субъектах Российской Федерации и компаниях путём отбора по разработанным критериям, а также проведение оценки промежуточных результатов реализации направлений цифровой трансформации и актуализации целей и задач, мониторинга и оценки эффективности применения мер государственной поддержки и программ развития цифровой грамотности кадров и компетенций транспортной отрасли.
К 2035 году предполагается масштабное применение результатов цифровой трансформации на всей территории страны.