На президиуме совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшемся 4 июня 2019 года, принято решение об утверждении изменений, внесенных в паспорта федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», до 15 июля должны быть заключены соглашения регионов с Минкомсвязью и другими ведомствами о реализации региональных проектов.
По каждому из пяти федеральных проектов, входящих в нацпрограмму «Цифровая экономика», с регионом будет заключаться отдельное соглашение, неотъемлемой частью которого должен быть документ с показателями, которые утвердит президиум правкомиссии по цифровому развитию.
Предмет таких соглашений – организация взаимодействия Минкомсвязи и региона при реализации регионального проекта и мониторинге его исполнения. Общая цель состоит в достижении целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в регионе и муниципальных образованиях, расположенных на его территории. В соответствии с типовой формой соглашения (была утверждена на заседании президиума совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам в декабре прошлого года), федеральное ведомство, ответственное за реализацию федерального проекта, осуществляет мониторинг достижения значений показателей федерального проекта в регионе, выполнения задач, достижения результатов федерального проекта по субъекту, а также исполнение плана мероприятий по региональному проекту.
Соглашения будут содержать конкретные значения показателей, которые должны быть достигнуты в регионах по годам.
Как пояснили D-Russia.ru в Минкомсвязи в понедельник, форма соглашения подготовлена Минкомсвязью на основании типовой формы.
Комментируя вопрос о сроках направления в регионы методических рекомендаций по разработке региональных проектов в области цифровой экономики, в министерстве пояснили, что рекомендации (сейчас они называются разъяснениями) направят после их утверждения на президиуме правительственной комиссии по цифровому развитию (проект разъяснений есть в распоряжении D-Russia.ru). Данные разъяснения были согласованы с АНО «Цифровая экономика», Минздравом, Минпросветом, Минэнерго, Минтрансом, Минпромторгом.
Согласно проекту рекомендаций, регионам следует разработать пять региональных проектов по каждому из направлений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (кроме направления «Нормативное регулирование»).
Рекомендуется также разработка мероприятий по цифровизации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в субъекте Российской Федерации, с учетом соответствующих национальных программ (проектов), федеральных и ведомственных проектов, разрабатываемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 204, включая мероприятия по цифровизации городского хозяйства, здравоохранения, образования, транспортной инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства, строительства, энергетики и других.
В документе также приведены плановые значения показателей регионов и методики их расчета.
В министерстве цифрового развития пояснили, что при осуществлении декомпозиции указанных показателей учитывалась позиция АНО «Цифровая экономика» и центров компетенций. Также учтена позиция профильных ФОИВ (Минэкономразвития России, Минобрнауки России и Минпросвещения России).
Напомним, о необходимости согласования с регионами показателей национальных проектов говорил Владимир Путин на заседании совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам 24 октября 2018 года.
Как сообщили в Минкомсвязи, основные принципы и механизмы достижения соответствующих показателей были разъяснены регионам в рамках видеоконференцсвязи, проведенной 18 апреля 2019 года, а также в конце апреля на межрегиональном совещании в Северной Осетии – Алании и в рамках проведенного вебинара, проведенного на базе РАНГХиГС с участием субъектов РФ.
В результате проведенных совещаний из 17 показателей были исключены «наиболее критичные» для регионов – «Объём затрат на продукты и услуги в области информационной безопасности», «Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения» из федерального проекта «Информационная безопасность» и «Доля основных данных, прошедших гармонизацию (соответствие мастер-данным)» (федеральный проект «Цифровое государственное управление»).
Также на основании рекомендаций Минэкономразвития, Минобрнауки, Минпросвещения на 2019 год приняты нулевые значения показателей, относящихся к сфере образования – «Количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики», «Количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования» (относятся к направлению «Кадры для цифровой экономики» и «Количество подготовленных специалистов по образовательным программам в области информационной безопасности» (направление «Информационная безопасность»).
Надо отметить, что некоторые показатели по-прежнему вызывают вопросы у представителей регионов. Так, на текущий момент, в частности, отсутствуют методики расчёта показателей доля взаимодействий граждан и коммерческих организаций с органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления и организациями государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, осуществляемых в цифровом виде; доля приоритетных государственных услуг и сервисов, оказываемых органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления и организациями государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, соответствующих целевой модели цифровой трансформации (предоставление без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн (в автоматическом режиме), проактивно); доля отказов при предоставлении приоритетных государственных услуг и сервисов, оказываемых органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления и организациями государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, от числа отказов в 2018 году.
По мнению регионов, значения показателей «количество трудоспособных жителей субъекта Российской Федерации, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования», «увеличение затрат на развитие «сквозных» цифровых технологий компаниями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации», являются малореалистичными.
Напомним, первая версия рекомендаций была предложена регионам в конце августа 2018 года.
Обязательные показатели в рамках регионального проекта «Информационная инфраструктура»:
- доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъекта Российской Федерации (больницы и поликлиники), подключенных к сети «Интернет», процентов;
- доля фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъекта Российской Федерации, подключенных к сети «Интернет», процентов;
- доля образовательных организаций государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, реализующих образовательные программы общего образования и/или среднего профессионального образования, подключенных к сети «Интернет», процентов;
- доля органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, подключенных к сети «Интернет», процентов.
- Обязательные показатели в рамках регионального проекта «Кадры для цифровой экономики»:количество выпускников организаций профессионального образования, расположенных в субъекте Российской Федерации, с ключевыми компетенциями цифровой экономики, человек;
- количество трудоспособных жителей субъекта Российской Федерации, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования, человек.
Обязательные показатели в рамках регионального проекта «Информационная безопасность»:
- средний срок простоя информационных систем органов власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления в результате компьютерных атак, часов;
- количество специалистов, подготовленных по образовательным программам в области информационной безопасности в образовательных организациях высшего образования, расположенных в субъекте Российской Федерации, человек;
- стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления отечественного программного обеспечения, процентов.
Обязательный показатель в рамках регионального проекта «Цифровые технологии»:
- увеличение затрат на развитие «сквозных» цифровых технологий компаниями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации.
Обязательные показатели в рамках регионального проекта «Цифровое государственное управление»:
- доля взаимодействий граждан и коммерческих организаций с органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления и организациями государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, осуществляемых в цифровом виде, проценты;
- доля приоритетных государственных услуг и сервисов, оказываемых органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления и организациями государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, соответствующих целевой модели цифровой трансформации (предоставление без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн (в автоматическом режиме), проактивно), процентов;
- доля отказов при предоставлении приоритетных государственных услуг и сервисов, оказываемых органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления и организациями государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, от числа отказов в 2018 году, процентов;
- доля внутриведомственного и межведомственного юридически значимого электронного документооборота органов власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления и организаций государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, процентов.