Система международного мониторинга в области развития искусственного интеллекта: вклад ОЭСР

Авторы статьи – Андрей Кулешов (Центр НТИ по направлению «Искусственный Интеллект» на базе МФТИ), Анна Абрамова (МГИМО), Андрей Игнатьев (Эксперт группы AIGO, ОЭСР) — входят в неформальную объединённую экспертную группу «Исследования искусственного интеллекта» – ОЭГ «ИИИ».

27 февраля 2020 г. была официально запущена OECD AI Policy Observatory – Обсерватория Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по политике в области искусственного интеллекта (далее – AIPO или Обсерватория). AIPO – это комплексная аналитическая платформа по обзору политических мер и различных национальных инициатив в области искусственного интеллекта (далее – ИИ). С учетом амбициозных планов развития и сложившейся сети стейкхолдеров, Обсерватория претендует на роль наиболее влиятельной и всеобъемлющей международной площадки по обмену опытом в области политики регулирования ИИ. Уже сейчас Обсерватория является своеобразным «живым экраном» и навигационной картой для политиков и исследователей в области ИИ. Как инструмент формирования политики по реализации потенциала ИИ для целей устойчивого развития, Обсерватория будет наиболее эффективна для стран, активно сотрудничающих с платформой и предоставляющих актуальную информацию в соответствии с форматом и стандартами ОЭСР. В статье представлена базовая информация и рассмотрены некоторые из возможных схем взаимодействия с Обсерваторией в интересах РФ. Также обращено внимание на целесообразность более активного развития инструментов мониторинга и измерения сектора ИИ на национальном уровне, формирования соответствующих расчетных методик, показателей и индикаторов.

Краткий обзор существующих мировых мониторинговых платформ в области ИИ

Поступательное развитие цифровых платформ, электронного бизнеса, комплексных систем цифровой экономики ставит на повестку дня необходимость детализированного и эффективного мониторинга происходящих изменений в целях формирования государственной политики. Фиксация, интерпретация и анализ обозначенных показателей может дать значительный экономический эффект и выявить наиболее прогрессивные практики и инструменты. Современная динамика развития технологий ИИ и расширение сфер их применения повысили актуальность создания специальных систем мониторинга, позволяющих оценить масштаб и природу влияния ИИ на социально-экономическое развитие стран и регионов. Основы мониторинга и измерения, в первую очередь ИКТ инфраструктуры, были заложены Группой Всемирного банка, Международным союзом электросвязи (МСЭ) и ОЭСР. Позднее к этой работе присоединились эксперты Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), сделавшие свой вклад в построение системы оценки отдельных элементов электронной коммерции.

Сразу несколько региональных и национальных платформ с разным масштабом охвата и техническим оснащением ставят своей целью отражение и систематизацию политик и событий в области ИИ. Из них стоит выделить следующие:

AI WATCH – ресурс Европейской комиссии, на котором представлен европейский ландшафт развития ИИ, приведены стратегии ряда стран, содержатся данные об индикаторах измерения, различные исследования и данные по социальному воздействию ИИ, в т.ч. в области образования и навыков. В частности, на сайте размещен доклад по развитию стран и регионов применительно к вопросам ИИ – TES analysis of AI Worldwide Ecosystem in 2009-2018.

AI4EU – в данный крупный проект европейского ИИ-сообщества входит обсерватория OSAI (The European Observatory on Society and Artificial Intelligence) и платформа – AI4EU Platform. Обсерватория обеспечивает распространение и обсуждение знаний об этических, правовых, социально-экономических и культурных проблемах, связанных с ИИ в Европе – ELSEC-AI (the Ethical, Legal, Socio-Economic and Cultural issues of AI), а обозначенная платформа использует сетевой эффект сообщества и служит единым центром для тех, кто ищет знания, услуги, программное обеспечение и экспертизу в области ИИ.

International Observatory of the Social Impact of Artificial and Digital Intelligence (Квебек, Канада), площадка объединяет 160 исследователей по вопросам изучения положительных и негативных эффектов воздействия ИИ на социальную среду.

Свои инструменты измерения и анализа процессов в области ИИ предлагает также исследовательская платформа HAI – Human-Centered AI на базе Stanford University. В частности, на площадке подготовлен доклад 2019 AI Index Report и предлагаются инструменты Global AI Vibrancy Tool (проводит сравнение показателей стран на основе 34-х индикаторов) и AI Index arXiv Monitor (поисковая система по различным материалам и исследованиям).

Помимо профильных международных организаций, исследовательских центров и лабораторий, профессиональных ассоциаций и сообществ, сбором и анализом данных по развитию ИИ занимаются некоммерческие фонды и международные форумы: Open AI, DeepMind Ethics & Society Principles, AI Now, Future of Life Institute, WEF Center for Fourth Industrial Revolution, Partnership on AI, AI for Good.

На данный момент наиболее масштабным и системным информационно-аналитическим ресурсом стала запущенная в феврале 2020 г Обсерватория ОЭСР по политике в области искусственного интеллекта – OECD AI Policy Observatory.

Возможности и задачи Обсерватории AIPO

AIPO является комплексной платформой для взаимодействия стран и мировых стейкхолдеров в области ИИ. Методология и структура AIPO разработаны специалистами Комитета ОЭСР по политике в области цифровой экономики при активном взаимодействии с различными рабочими органами ОЭСР и внешними экспертами. В рамках данного проекта в ОЭСР создана многопрофильная и многонациональная профессиональная группа – OECD.AI team, состоящая из инженеров, экономистов, экспертов в области политики и права.

Обсерватория построена как информационно-аналитический ресурс для обзора политических мер и инициатив стран и крупных мировых объединений, ассоциаций и форумов (география участников выходит за рамки стран-членов ОЭСР). AIPO предназначена главным образом для помощи политикам и исследователям в вопросах формирования инструментов управления в сфере ИИ, прежде всего в вопросах ответственного и доверенного использования ИИ. Проект основан на трех принципиальных ориентирах – междисциплинарность, аналитичность при качественной доказательной базе, глобальное партнерство.

Информация на платформе AIPO организована по четырем содержательным блокам:

  • ИИ-принципы ОЭСР, имплементация принципов, в т.ч. практические рекомендации;
  • база данных по ИИ-политикам и инициативам в различных областях экономики;
  • тренды и полезная информация: исследования по метрикам и методам измерения ИИ, различные данные от партнерских организаций, депозитарий по тематическим областям, мониторинг прикладных направлений развития ИИ по секторам экономики;
  • информация по странам (представлены 59 стран и общие показатели по ЕС) и инициативам: национальные стратегии и политики, инициативы различных мировых стейкхолдеров.

Предполагается, что Обсерватория оптимизирует сбор данных и сотрудничество по национальным стратегиям, политикам и инициативам в области ИИ. Технически и организационно Обсерватория будет тесно связана с другой европейской исследовательской платформой по сбору и хранению данных в области научно-технологического и инновационного развития – Science, Technology and Innovation Policy Survey – STIP Compass. STIP – совместная инициатива Европейской Комиссии и ОЭСР для сбора качественных данных о национальных трендах в науке, технологическом и инновационном развитии; ресурс содержит более 500 интерактивных «приборных панелей» (тематических разрезов имеющихся баз данных) и снабжен специальными поисковыми инструментами. Основной объем данных в STIP Compass поступает за счет ответов стран на обзорный вопросник, который готовится каждые два года – EC-OECD STI Policy survey.

В рамках тематики, касающейся новых инструментов ОЭСР по измерения цифровых технологий, уместно отметить, что в марте 2019 г. организацией был запущен практический интерактивный сервис «Инструментарий по изменению цифровизации» – Going Digital Toolkit, который в режиме онлайн визуализирует показатели стран в области ИКТ и позволяет получить наглядную статистику и сравнительные данные по 33 ключевым индикаторам в рамках семи основных измерений:

  • доступ к инфраструктуре;
  • эффективное использование ИКТ;
  • внедрение инноваций;
  • динамика на рынке труда и совершенствование навыков;
  • вовлеченность общества в цифровизацию;
  • доверие к цифровым технологиям, включая вопросы защиты частной жизни;
  • открытость рынка, включая воздействие на глобальные цепочки добавленной стоимости, мировую торговлю и трансграничные потоки данных.

Основная задача Going Digital Toolkit – сделать цифровую экономику «видимой» в экономической статистике и зафиксировать понимание экономических последствий цифровой трансформации. Основным источником данных для указанного инструмента является статистическая база данных ОЭСР – OECD.stat, где представлены показатели стран в области ИКТ (раздел «Information and Communication Technology»). Сбор и актуализация данных на OECD.stat осуществляются за счет сотрудничества с Евростатом и национальными правительствами.

Таким образом указанные три депозитария ОЭСР (новая Обсерватория AIPO, платформа STIP Compass и инструментарий Going Digital Toolkit) дополняют друг друга и, безусловно, расширят информационный и аналитический потенциал организации, позволят оперативно решать исследовательские задачи, популяризировать свои рекомендательные правовые инструменты. Как следствие, усилится авторитет и влияние организации в среде политиков, представителей бизнеса, науки, в журналистских кругах.

Управление информацией Обсерватории

Для структурирования информации в базе ОЭСР буду применяться таксономии в соответствии с семантическим принципом интеграции, при этом будет обеспечена сопоставимость данных и их удобная визуализация. На платформе созданы и будут развиваться специально разработанные дружественные интерфейсы и интерактивные приборные панели для облегчения поиска и анализа данных. Для дальнейшей автоматизации AIPO специалисты ОЭСР планируют внедрять современные инструменты сбора и процессинга данных. С этой целью намечено развивать партнерские связи с авторитетными мировыми лабораториями, научно-исследовательскими институтами и операторами онлайн-ресурсов.

Сеть партнерских связей Обсерватории

На полях Обсерватории в ОЭСР планируют активно развивать сотрудничество с международными организациями (Еврокомиссия, Joint Research Center – JRC (ЕС), ЮНЕСКО, МСЭ, ЮНИСЕФ, Мировой Банк, Совет Европы и др.), научными и академическими кругами, профессиональными техническими организациями (AI Lab – Joseph Stefan Institute /Словения/, Internet Policy Research Initiative – IPRI (MIT), INSEAD, OpenAI, Stanford AI100, IEEE, NESTA, Université Laval’s International Observatory (Канада), частным сектором (компании ElementAI, Microsoft Research, Google, IBM и IBM Global Services, Thales), гражданским обществом (AI Initiative of The Future Society, AI Transparency Institute, др.), организациями в области трудовых отношений, такими как UNI Global Union.

В настоящее время в разделе «Данные от партнеров» указаны источники: Microsoft Academic Graph (MAG), LinkedIn, Event Registry. MAG – это граф, содержащий записи научных публикаций, цитируемые связи между этими публикациями, авторами, учреждениями, журналами, конференциями и областями исследований. Для сбора информации по национальным исследовательским площадкам использовались данные The Global Research Identifier Database (GRID). На платформе реализована классификация и демонстрация новостей об ИИ (по принципам ОЭСР и соответствующим областям политики). Для агрегации новостей для каждого принципа ИИ и области политики был создан список ключевых слов путем выбора наиболее релевантных связанных понятий в поисковой системе Event Registry (ведущая мировая платформа медиааналитики, позволяющая анализировать текущие и прошедшие новости). Для того чтобы быть классифицированной в рамках определенного принципа ИИ или области политики, новостная статья должна a) быть связана с ИИ и b) содержать, по крайней мере, одно из понятий, относящееся к данному принципу ИИ или области политики, в своем названии и/или в кратком содержании (абстракте).

Среди некоторых мировых инициатив и профессиональных форумов, мониторинг которых будет вестись в Обсерватории, фигурируют:

  • The Partnership on AI to Benefit People and Society;
  • The AI Initiative of the Future Society;
  • The Ethically Aligned Design principles (version 3) of the Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE);
  • ISO/IEC joint technical committee (JTC) 1/ Standards Committee (SC) 42 on Artificial intelligence;
  • The Asilomar AI Principles of the Future of Life Institute.

Обсерватория также поддерживает взаимодействие с крупными мировыми обучающими курсами в области высоких технологий и ИИ.

Взаимодействие Обсерватории с национальными правительствами

Обсерватория предлагает странам участникам предоставлять информацию об инициативах, предпринимаемых на национальном уровне для расширения роли ИИ в целях устойчивого развития. В настоящее время в профиле стран приведены данные по следующим основным разделам: политическое управление, прямая финансовая поддержка, непрямая финансовая поддержка, инфраструктура, регулирование. В профиле каждой страны идут живые национальные ИИ-новости (на странице России на русском языке).

На странице России, в частности, содержится информация по четырём государственным инициативам: национальная стратегия, федеральный проект по ИИ, национальная программа «Цифровая экономика», федеральный проект «Нейротехнологии и ИИ». Также приведена информация по долгосрочной комплексной программе «Национальная технологическая инициатива – НТИ», по Техническому комитету по стандартизации 164 «Искусственный интеллект» (создание нормативно-технической базы и продвижение российских стандартов на международный уровень), по Соглашению о намерениях между Правительством РФ и Сбербанком России о развитии высокотехнологичной области ИИ.

Всего на представленной на ресурсе общей интерактивной глобальной карте мира у России 8 инициатив (США – 36, Канада – 10, Китай – 7, ЕС – 22, Германия – 15, Франция – 8). В профиле стран также приведен график роста научных публикаций, содержится информация об основных научных центрах, другие данные и информация по активностям страны в области ИИ (подкреплены необходимыми ссылками на официальные источники).

Подходы ОЭСР к совершенствованию измерения цифровой среды

Учитывая темпы технологических изменений, ОЭСР указывает на необходимость поиска новых эффективных инструментов измерения воздействия на общество технологической трансформации. В этой связи предлагается вести сбор и структурировать данные, которые ранее не принимались во внимание, но которые, однако, в своей совокупности могут представить значительный интерес для анализа, экономических реформ и преобразований. Это обусловлено тем, что многочисленные онлайновые процессы оставляют цифровые «следы» по всему спектру экономической активности. Таким образом, как считают в ОЭСР, целесообразно применять методики и инструменты, которые сканируют, собирают, фильтруют, интерпретируют и систематизируют информацию из Интернета. Эти данные, однако, как исходный материал, не являются оптимальным и надежным источником, поскольку возникают вопросы, касающиеся качества, безопасности и надежности информации, а также вопросы неприкосновенности частной жизни. Кроме того, Интернет позволяет создавать «нефизические» организации (структуры) и гибкие возможности передачи экономической деятельности на внешний подряд, что приводит к размыванию границ между различными акторами рынка, областями деятельности, а также между работой и общественной жизнью. Это создает проблемы для существующих методов сбора статистических данных. Таким образом для понимания инновационного характера современных процессов требуются новые междисциплинарные методы анализа, в т.ч. необходимо фиксировать воздействия ИИ на уровне отдельного человека и организации.

ОЭСР призывает национальные статистические службы, регуляторов, провайдеров интернет-услуг, исследовательские круги, интернет-сообщество и международные организации к совместной работе по следующим направлениям:

  • дальнейшая разработка международных статистических стандартов для сбора данных через Интернет, введение в практику новых статистических показателей;
  • оценка альтернативных моделей сотрудничества между бизнесом, интернет-посредниками и службами статистики для сбора и обработки данных в Интернете; содействие совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность и конфиденциальность персональных данных пользователей;
  • разработка междисциплинарных подходов к сбору данных и новые объекты измерения для сбора данных;
  • улучшение измерения цифровой активности и других параметров в сложноорганизованных бизнес-структурах, организациях и сетях.

Возможности использования Обсерватории с позиции национальных интересов

AIPO может рассматриваться как информационный ресурс для анализа развития ИИ за рубежом, а также как инструмент реализации ряда актуальных задач международного сотрудничества. Среди возможностей использования Обсерватории можно выделить:

  • анализ и возможное использование политических мер, инициатив и практик по управлению и регулированию сферы ИИ за рубежом, особенно применительно к проектам, которые показали свою экономическую эффективность или положительное социальное воздействие (не сводить данный процесс к слепому заимствованию и копированию механизмов/решений, а выверять какие шаги применимы к особенностям национального развития, а какие будут малоэффективны или даже контрпродуктивны);
  • определение потенциальных направлений и форм межгосударственного сотрудничества в области ИИ;
  • изучение особенностей регулирования ИИ в отдельных регионах/странах; выявление преференций и ограничений на мировых рынках продукции на основе технологий ИИ.

С точки зрения участия России в формировании ориентиров и принципов когерентной глобальной политики в области цифровых технологий, следующие вопросы представляются актуальными в свете инициатив, реализованных в Обсерватории:

  • предоставление в ОЭСР информации о российских инициативах в области развития ИИ, которая способствовала бы укреплению позиций РФ на международной арене;
  • внимательный, критический подход к формированию за рубежом различных международных рейтингов в области ИИ;
  • отслеживание различных методик расчетов и объективности подходов, которые использовались при реализации страновых измерений.

Следует заметить, что на данный момент применяемая в Обсерватории методология сравнительного анализа основана не только на информации, предоставленной самими странами, но и в том числе на данных из различных зарубежных информационных и статистических источников. Так, данные по регистрации интеллектуальной собственности – из национальных патентных бюро США, ЕС, Японии, Кореи, Китая; по регистрации торговых марок – данные национальных регистраций США, ЕС, Японии; публикации по тематике ИИ – данные SCOPUS. Исходя из этого, например, на сегодня метрики по вопросам интеллектуальной собственности не могут считаться информативными для РФ ввиду ограниченной географии источников данных.

Исходя из представленной в статье информации, можно констатировать, что в настоящее время различными зарубежными стейкхолдерами и международными организациями формируется система глобального мониторинга и измерения цифровой экономики, где важнейшим направлением является ИИ. Наблюдается кооперация мировых акторов в исследовательской (совместные проекты и программы), технической (автоматический обмен информацией), финансовой (поиски источников финансирования) областях. За счет данных усилий создаются лидерские площадки и инструменты, которые станут своеобразными путеводными «маяками». Такие аналитические платформы будут способны и не только отражать, но и формировать тренды развития сквозных цифровых технологий, предлагать свои механизмы и стандарты измерения.

В связи с этим отдельным направлением работы обеспечения национальных интересов является участие России в построении системы международного мониторинга, отвечающей нашим подходам и политике в области цифровых преобразований. Сегодня вопрос оценки масштабов цифровой экономики поднят в ЮНКТАД в рамках Рабочей группы по измерению электронной коммерции и цифровой экономики (Working Group on Measuring E-commerce and the Digital Economy). Учитывая специфику мандата ЮНКТАД, вынесение вопросов мониторинга влияния ИИ на социально-экономическое развитие, позволило бы сформировать более независимую и объективную систему сбора и анализа данных. Более того, привлечение к данной работе МОТ, ВОИС позволит предать ей достаточно широкий междисциплинарный характер, учитывающий в том числе интересы разных групп стран. Параллельное развитие международных инструментов измерения и оценки цифровой трансформации может также осуществляться на площадке МСЭ, что укрепило бы авторитет ООН применительно к задачам сотрудничества в области цифровой экономики.

На национальном уровне важное значение имеет реализация эффективных мер по созданию и внедрению комплексной системы мониторинга развития в стране цифровой экономики и ИИ, как одного из важнейших элементов. Только при условии успешного развертывания такой системы в краткосрочной перспективе, Россия будет иметь возможность продвижения своих принципов, подходов и инициатив для международного признания и использования (речь идет в т.ч. о сопоставимости методик, метрик, индикаторов/показателей для измерения и статистики, других инструментах и стандартах). При решении вопросов по усилению национальных механизмов измерения цифровой экономики актуальной представляется задача привлечения к процессу компаний и предприятий, непосредственно участвующих в разработке или практическом использовании цифровых технологий, как в крупных масштабах, так и на уровне МСП (в том числе сбор статданных, сведений о барьерах, создание новых каналов автоматического обмена данными, заполнение тематических опросников и др.).

Применительно к вопросам развития ИИ все более актуальным становится формирование собственной системы сбора и анализа объективных данных по различным аспектам развития и внедрения ИИ-технологий, на основе которых могли бы формироваться управленческие решения. Такая система может быть налажена только за счет координации со стороны единого центра принятия решений по вопросам ИИ, в котором будут сосредоточены рычаги управления и возможности стратегического планирования.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: