Система «112» введена в постоянную эксплуатацию только в двух регионах, обнаружила Счетная палата
Лишь два региона РФ — Республика Татарстан и Курская область — создали и ввели в постоянную эксплуатацию систему «112», существуют риски невыполнения мероприятий федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы» в установленный срок, следует из результатов проверки СП.
Напомним, что ФЦП о создании единого номера «112», координатором которой является МЧС, была утверждена в марте 2013 года. Она должна была обеспечить единый подход и координацию деятельности федеральных и региональных органов власти. В 2013 году паспортом ФЦП предусматривалось внедрение системы «112» в трех регионах, в 2014 году — в шести, в 2015 году — в двух, в 2016 году – в пяти и в 2017 году — в 67 регионах страны. Однако эти планы осуществить не удалось, отмечает Коллегия СП.
[box]
Еще в 2004 году постановлением правительства России был утвержден единый номер вызова экстренных оперативных служб на всей территории страны– «112», который призван обеспечить информационное взаимодействие органов пожарной охраны, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети, а также службы «Антитеррор». Система должна была организовать вызов экстренных оперативных служб по принципу «одного окна», ускорить реагирование и улучшить взаимодействие экстренных оперативных служб при вызовах. Перед системой был поставлен ряд задач, в числе которых получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру «112», анализ и направление информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования, обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу, обратившемуся по номеру «112», автоматическое восстановление соединения, в случае его внезапного прерывания, регистрация всех входящих и исходящих вызовов и ведение базы данных о происшествиях и результатах реагирования на вызовы и прием вызовов на иностранных языках.
[/box]
Счетной палатой установлено, что достигнутые индикаторы и показатели ФЦП документально не подтверждены. Методика расчета целевых индикаторов и показателей с применением данных федерального государственного статистического наблюдения отсутствует. Учитывая это, проверить достоверность значений, включенных в отчеты за 2013-2014 годы, не представляется возможным, говорится в сообщении.
Ежегодное изменение ресурсных параметров ФЦП при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период требовало изменения подходов к созданию системы. С учетом этого в 2014 и 2015 годах откладывалось финансирование действующих обязательств в части выделения субсидий регионам. В связи с этим мероприятия программы не выполнялись своевременно.
[box]
Как сообщал Экспертный центр электронного государства, в июле 2013 правительство РФ распределило 935,5 миллиона рублей между регионами на создание системы «112». В частности, Санкт-Петербург получил на эти цели 146 миллионов рублей, Татарстан — чуть более 137,9 миллиона рублей, Курская область — 39,3 миллиона рублей. Кроме того, финансирование получили Республика Коми, Астраханская, Калужская, Московская, Новосибирская и Тульская области.
Летом 2014 года глава МЧС России Владимир Пучков заявил, что система «112» заработает на всей территории России до конца 2014 года. Однако в августе 2015 правительство сократило финансирование программы «112» на 62% — с 40,4 миллиарда рублей до 15,3 миллиарда. Одновременно с сокращением финансирования увеличилось количество субъектов Федерации, в которых система «112» должна быть реализована в 2017 году, — с 67 до 74.
В августе же 20 субъектам федерации были выделены субсидии на создание системы «112» в размере 429,9 миллиона рублей.
[/box]
В то же время, одна из ключевых проблем – на территории регионов не готова инфраструктура единых дежурно-диспетчерских служб. Уровень их оснащения в районных центрах низкий, а кадровый состав слабо подготовлен. Население о системе информировано плохо.
Проверка показала, что МЧС России слабо контролирует использование выделенных из федерального бюджета субсидий регионам на создание системы «112». Министерство аккумулирует отчеты регионов без проверки достоверности и анализа представленных данных. При этом в них выявлена некорректная информация, что, в свою очередь, приводит к искажению отчетности МЧС России, направляемой в Минэкономразвития России и Росстат. К тому же, несмотря на то, что управление программой было возложено на МЧС России еще в 2013 году, методика оценки готовности регионов была разработана ведомством только в конце 2014 года.
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации приняла решение направить представление в МЧС России, информационные письма — в Минэкономразвития и ФАС России. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.