Школьные ноутбуки удалось вынуть из кладовки

1956

Я написала статью о лежащих без дела в школьных кладовках ноутбуках с ОС «Альт Линукс», чтобы эти ноутбуки можно было вынуть из кладовок и начать, наконец, использовать в учебном процессе.

Рада сообщить, что цель статьи достигнута – наша проблема решилась. Решить её помогли сотрудники компании «Базальт СПО», разработчика операционных систем «Альт».

Сразу хочу успокоить буйных комментаторов упомянутой статьи, обвинивших школьных учителей вообще и меня в частности во всех смертных грехах нашего образования: учителя не являлись причиной возникшей проблемы.

Корень проблемы крылся в порядке исполнения госконтракта, по которому у фирмы-поставщика (это не компания «Базальт СПО») были закуплены в 2017 году для школ ноутбуки с ОС «Альт Линукс СПТ 7.0». Именно этот порядок не давал возможности учителям что-либо менять в предустановленном ПО, обновлять его и устанавливать новые приложения.

Отозвавшиеся на нашу проблему сразу после выхода моей статьи руководители компании «Базальт СПО» разобрались в происходящем. В нашу школу приехали руководитель направления по работе с образовательными учреждениями ООО «Базальт СПО» Татьяна Губина и советник генерального директора, директор по продуктам компании Владимир Черный. Они и решили нашу проблему – помогли обновить установленную на ноутбуках ОС «Альт» до её последней версии «Альт Образование 10.0». Мы очень благодарны за эту помощь. После Нового года компания «Базальт СПО» планирует провести специальный семинар для учителей Дубны, чтобы ознакомить их с новой ОС.

Версия «Альт Образование 10.0» вышла на рынок всего пару дней назад. В ней есть не только все необходимые для полноценного преподавания информатики и для проведения олимпиад и экзаменов приложения, но и возможность устанавливать языковые платформы для программирования, которые обычно используются в ОС Windows. Учителя информатики нашей школы уже оценили новую версию ОС «Альт».

Что касается технологий в связке с WorldSkills, то попробуем установить на «Альт Образование 10.0» российский «Компас-3D» – нам стало известно, что появилась версия этой САПР для Linux. «Компас», конечно, отсутствует в рекомендациях WorldSkills, но по функционалу он сопоставим с рекомендуемой организаторами этих соревнований САПР Autodesk Inventor.

По поводу споров о преподавании языков программирования в школе хочется сказать следующее. Во времена моего школьного детства был всего один всеми используемый язык программирования – Фортран. В школе давали только его основы, потому что у школьников не было возможности где-либо прогнать свою программу и посмотреть на её результат – это была эпоха вычислительных центров, а не персональных компьютеров. В школах вычислительных центров не было. Поэтому фактически задачей программирования в школе было научить старшеклассников составлять алгоритмы. Реально программировали они, уже поступив в вузы. И, как мы видим сегодня, такое обучение дало совсем неплохие плоды в мировом масштабе.

Сейчас языков программирования много, каждый имеет свою специфику. У многих школьников дома есть персональные компьютеры, и ребята могут самостоятельно учиться программировать на понравившихся им языках буквально с семилетнего возраста. Многие из них увлекаются именно Python, и тому есть много причин, не последняя из которых – реклама этого языка со стороны «Яндекса» (эта компания плотно работает со школьниками).

Почему был выбран для уроков информатики именно Pascal, я не знаю, я не преподаю информатику и не исследовала этот вопрос. Но доводы Андрея Анненкова в его статье «Дети Козлевича» мне кажутся убедительными – язык учит основам алгоритмизации и программирования, которые позволяют затем без труда осваивать другие языки программирования, что наиболее продвинутые ребята и делают.

Главное здесь – направить интерес юных программистов в область реальных промышленных технологий, потому что нередко они применяют свои знания для создания компьютерных игр не самого приятного содержания и очень спорной полезности. Понятно, что они подражают уже известным образцам. Значит, наша задача – дать школьникам другие образцы, что мы и пытаемся делать, в том числе, в Школе юного инженера «Вектор NICA». И будем рады доброжелательным советам и помощи нам в этом направлении.

Об авторе: Наталия Теряева — организатор образовательного проекта «Школа юного инженера «Вектор NICA», кандидат физико-математических наук.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

13 КОММЕНТАРИИ

  1. Ай Умничка Наталья! Восхищаюсь, достойный ответ «комментаторам». Взяла и сделала, довела до логического и практического решения задачу. Полагаю, что никто из обсуждающих не работал учителем, где несоизмеримы соотношения ответственности, нервов и зарплаты. Обидно, что в основном мужики пишут, а ведь женщине гораздо сложнее добиться таких научных регалий и высот.
    Вам терпения, сил, здоровья и целеустремлённости в деле просвещения наших детей, чтобы у Вас удачно складывалось в личном и профессиональном плане!!!

  2. Наталья, молодец! Спасибо за смелость. Обозначила проблему, которая есть в множестве школ и, что отрадно, проблему удалось решить. Спасибо также разработчикам, которые заинтересованы в продвижении своего продукта на рынке. Если необходимое ПО удастся настроить, то это будет хорошим примером для других школ использующих отечественное ПО, в частности ОС Альт.

  3. Если бы в предыдущей статье присутствовала часть про «Именно этот порядок не давал возможности учителям что-либо менять в предустановленном ПО, обновлять его и устанавливать новые приложения.», то часть комментариев и не появилась бы. Вы получили, в основной массе своей, верные замечания. Не вникая в тему выдали статью с притензиями. А теперь и линукс стал устраивать и к ws согласны на компасе готовить. Альтовцы молодцы. Ну а про уровень подготовки… «Они и решили нашу проблему – помогли обновить установленную на ноутбуках ОС «Альт» до её последней версии «Альт Образование 10.0».» ничего и не изменилось, раз не смогли сами решить проблему.

    • У вас явные трудности с пониманием текста. Сочувствую.

    • Наталия, сильно сомневаюсь, что условия госконтракта запрещают обновление ОС и ПО. Это снова со слов чьих-то или Вы сами видели пункт госконтракта, запрещающий данные манипуляции?

  4. Pascal? Его даже в рейтингах нет… https://habr.com/ru/company/skillfactory/blog/593025/
    Python — реклама Яндекса?

  5. К сожалению Компас 3Д нет под линукс только через вайн, но это неполноценная работа. И он как раз используется с модулем машиностроения, вся информация находится в инфраструктурных листах https://docs.google.com/spreadsheets/d/1LcjK2QJgzWLZ4kFM_X1yeEC3tt-3FNPL/edit#gid=1700940933

  6. Это здорово, что теперь в школах используют операционные системы из семейства GNU/Linux. Рад, что вам удалось решить свои проблемы. Удачи

  7. в 2017 для ОС «Альт Линукс СПТ 7.0» наверняка была поддержка, в том числе репозитарии со относительно свежим ПО на тот момент. Тогда непонятно, почему «ноутбуки годами валялись», а вспомнили об этом «только сейчас». Что касается стоимости «профессиональных» пакетов за много «зелени» — с каких пор школа обязана » профессионально преподавать языки программирования и компьютерное 3D-моделирование» ? Школа обязана давать общий кругозор и базу знаний для дальнейшего выбора учениками профессии. А для этого как раз бесплатного ПО достаточно. Ну уж если родители или ученики хотят этого — то пожалуйста во внеклассное время за отдельную плату.

  8. Всё-таки, ноутбуки 2017 года уже успели устареть по конфигурации. Альт Образование 10 на них нормально идёт?

  9. Если необходимо использовать Pascal, то в Альт Линуксе есть Free pascal. Эта реализация паскаля имеет режим полной совместимости с Borland Turbo pascal 7.0, использующимся в школах и ВУЗах. Есть и аналог Delphi — Lazarus.

  10. К нам в сельскую школу сии люди не приедут. Все своими силами. Правда заставили поверх Винды РэдОС ставить, но она почти полностью пустая, в АльтЛинукс хоть какой-то набор программ был. Но вот чтобы обновлять, устанавливать и уж тем более администрировать в Линуксе таких специалистов у нас нет.

  11. Linux довольно существенно отличается от Windows. Нужно переучиваться. Осуществлять в школах замену одной ОС на другую — непохожую, нужно поэтапно, с переходным периодом, с обязательной техподдержкой от поставщика и бесплатным обучением пользователей. Перед этим, сама заменяемая ОС Linux, обязательно должна быть протестирована на совместимость с применяемым в школах оборудованием — электронными досками, принтерами МФУ, проекторами и т. п.
    Жаль, что наши чиновники этого (как и многого другого) не понимают!(

    PS. У себя в группах я давно перевёл все компьютеры на Linux (Ubuntu). Все задачи перехода решил — среды программирования (Arduino IDE, VSCode, Processing), нужные компиляторы (GCC etc.), интерпретаторы (Python etc.). Комплекты инженерного проектирования начального уровня — FreeCad, SimulIDE, KiCad, Fritzing, Scratch Desktop 3 etc. Для печати на 3D принтерах — CURA.
    Под Ubuntu всё это богатство есть (слава Snap и Flatpak технологиям!), а под Alt и Astra Linux я не все программы смог найти(

комментарии закрыты.