Государство закупило для школ ноутбуки с ALT Linux, чтобы сложить их в кладовках

2056

Я – обеими руками за все отечественное. Но меня страшно огорчают массово закупленные для российских школ ноутбуки с предустановленной отечественной операционной системой ALT Linux.

Представлюсь. Я – профессиональный математик, выпускница мехмата 1986 года, специалист по численным методам в гидродинамике, кандидат физико-математических наук с восемнадцатилетним опытом преподавательской работы в школе и вузе. И научный журналист, с 2004 года регулярно публикующийся в печатных и сетевых федеральных СМИ.

В 2016 году я организовала образовательный проект под названием «Школа юного инженера «Вектор NICA», патронируемый Объединённым институтом ядерных исследований, где я работаю. Школа названа в честь строящегося в ОИЯИ коллайдера NICA, которому нужны молодые инженерные и научные кадры. В 2024 году коллайдер должен вступить в строй.

Моя школа юного инженера работает на площадке одной из государственных общеобразовательных школ Дубны, имеющей инженерную специализацию. С помощью компьютерного 3D-моделирования первый состав учеников Школы юного инженера возрастом от 8 до 13 лет сделал в сто раз уменьшенную копию детектора MPD коллайдера NICA по реальным чертежам, переданным нам конструкторами детектора. Детали детектора ребята напечатали на 3D-принтере и собрали детектор, как конструктор. Работали они как раз на школьных ноутбуках.

Копия детектора MPD коллайдера NICA.
Копия детектора MPD коллайдера NICA.

Ноутбуки с ОС Windows органы образования покупали школе несколькими порциями для учеников начальной школы. Этими тремя десятками ноутбуков приходится пользоваться не только начальной школе, но и всем ученикам на занятиях информатикой и технологиями. А также на внеурочных занятиях. Поэтому ноутбуки все в деле, и спрос на них огромный – учеников в школе около тысячи.

Эти же ноутбуки используются на олимпиадах и на ЕГЭ. Для проведения ЕГЭ с ноутбуков стирают всю информацию, включая установленные на них лицензионные программы для 3D-моделирования и прототипирования. Это чтобы понимать напряженную ситуацию с компьютерами в школах и с программным обеспечением для них.

В 2017 году в школы Подмосковья началась широкая поставка дистрибутивов ALT Linux. Напомню, ALT Linux – это семейство дистрибутивов ОС с открытым кодом Linux, которое стало отдельной ветвью развития этой операционной системы на русском языке. Дистрибутивы выпускают компании «Базальт СПО» и «Альт Линукс».

Дистрибутивы поставляли путем закупки системой образования Подмосковья ноутбуков с предустановленной ОС ALT Linux. По сообщению на сайте компании «Базальт СПО» в 2017 году в образовательные учреждения Московской области проданы дистрибутивы операционных систем «Альт Линукс СПТ 7» с дополнительным набором образовательного программного обеспечения. А в 2018 году были поставлены также с предустановкой лицензии на ОС «Альт 8 СП». Общий объём поставок обеих версий операционных систем «Альт» составил более 40 тысяч лицензий, уточняется в сообщении. В школы других регионов России дистрибутивы ОС ALT Linux тоже поставлялись.

В нашу общеобразовательную школу купили около 70 ноутбуков с предустановленной ОС ALT Linux. Но применить в образовательном процессе эти ноутбуки оказалось невозможно ни для преподавания информатики, ни для проведения занятий по технологиям – главного, для чего массово нужны компьютеры на уроках в школе. Ведь работе с редакторами текстов и фотографий дети успешно и быстро учатся на собственных смартфонах.

С учениками.

Такая же ситуация сложилась и в других школах нашего города и Московской области. В каждой школе почти по сотне ноутбуков с предустановленной ОС ALT Linux годами без дела лежат штабелями в кабинетах завучей или в кладовках.

Если разматывать клубок проблем, связанный с массовой закупкой для школ ноутбуков с ALT Linux, то перечень этих проблем выходит немалый.

Перечисляю.

Первая загвоздка в том, что на ALT Linux невозможно установить именно те компьютерные программы, которые нужны не для развлечения или делопроизводства, а для профессионального преподавания языков программирования и компьютерного 3D-моделирования. Без этих знаний у подрастающего поколения никакой цифровизации экономики у нас в стране не получится.

Конкретизирую. Мои коллеги – преподаватели информатики – жалуются, что на школьные ноутбуки с ALT Linux установлен не PascalABC.NET, который используется на всех олимпиадах и соревнованиях по информатике, а также при проведении ЕГЭ, а Free Pascal, который на всех этих мероприятиях не используется. Поэтому в преподавании Free Pascal учителя информатики не видят никакого смысла.

Есть большие сложности с установкой на ОС ALT Linux популярных языков программирования Python и Си. То есть на ноутбуки с ALT Linux ни Python, ни Cи не устанавливаются, утверждают учителя информатики. Мои коллеги также отмечают, что даже редактор текстов LibreOffice, установленный на ноутбуках с ALT Linux, не в состоянии открыть документы, написанные в Word. То есть LibreOffice вордовский документ открывает, но страницы этого документа оказываются пустыми.

Я сама как преподаватель технологий жалуюсь, что ни одну программу компьютерного 3D-моделирования, которая необходима школьникам для подготовки к соревнованиям WorldSkills, на ALT Linux установить невозможно. Для участия в WorldSkills нужно владеть САПР либо Autodesk Fusion, либо Autodesk Inventor. Обе САПР устанавливаются с помощью дистрибутива американской компании Autodesk только на Windows. Версии для Linux нет. Но даже имеющуюся Linux-версию программы Autodesk Maya для создания компьютерной графики установить на ОС ALT Linux тоже нельзя. ALT Linux и Linux в этом смысле разные вещи.

Есть две отечественные САПР: «Компас-3D» и ADEM. Но, во-первых, они тоже предназначены только для Windows. А во-вторых, организаторами WorldSkills они не приветствуются – что меня тоже огорчает.

Не устанавливаются на ALT Linux и программы для обработки и печати компьютерных моделей на 3D-принтере. Они тоже сделаны под Windows.

Ещё одна проблема в том, что ноутбуки куплены школам зря. Ноутбуки вообще не годятся для занятий информатикой и компьютерным 3D-моделированием на качественно высоком уровне. Им для этого не хватает ни мощности, ни производительности, ни размера экрана. Для программирования и 3D-моделирования нужны мощные и быстродействующие настольные компьютеры с большими экранами. Именно такие компьютеры закупают для училищ, техникумов и колледжей, где учат квалифицированных рабочих и технических специалистов среднего уровня образования. Учиться 3D-моделированию на медленных ноутбуках с маленьким экраном – просто мука, на которую добровольно отважится не каждый школьник.

Ноутбуки больше, чем десктопы, подходят для робототехники, но среды для программирования роботов (начиная со Spike и заканчивая Arduino) тоже работают, в основном, на Windows или на Android. Разработчики этих сред программирования рекомендуют использовать планшеты – это действительно удобно. Однако на старые планшеты эти программы не устанавливаются из-за высоких требований к мощности и производительности процессора. (Говорят, школам закупали и планшеты, но их никто в школах не видел.) А сейчас новые смартфоны мощнее старых планшетов.

Купленные за последние десять лет ноутбуки с ALT Linux уже морально устарели. Но уж если эти ноутбуки пылятся в кладовках, то лучше их как-то использовать, пока они хоть на что-то способны.

И тут вылезает следующая проблема: переустановить отечественную ОС ALT Linux на платную лицензионную Windows или на бесплатную американскую Linux на школьных ноутбуках невозможно. Органы управления образованием такую попытку переустановки категорически запрещают, поскольку это действие будет истолковано как нецелевое использование государственных средств, потраченных на покупку ноутбуков с ОС ALT Linux. Следуя этой логике, приходится заключить, что цель массовой закупки государством дорогущих ноутбуков с ОС ALT Linux для школ состояла в том, чтобы разместить их штабелями в кладовках.

Перечисленное – только часть проблем из клубка информатизации и цифровизации школьного образования. И складывается впечатление, что этим клубком толком никто не занимается. Нет ни ясной цели закупки оборудования, ни ясной политики по этому поводу, ни чёткого плана действий. Есть шараханья из стороны в сторону. И нет никакой ответственности высших эшелонов органов просвещения за это.

Очевидно одно: практически все необходимые для современного технологического образования компьютерные программы разработаны для Windows. Значит, либо нам нужна отечественная ОС, подобная Windows, либо нам нужна защита наших данных и наших бюджетов от аппетитов компаний Microsoft, Autodesk и других производителей необходимого в образовании и промышленном производстве программного обеспечения.

Либо нам нужно законодательно ограничить использование зарубежных САПР на территории нашей страны и поддержать финансово производителей отечественных САПР для разработки версий под ALT Linux. И стимулировать работающие в России промышленные компании для перехода на отечественные ОС и САПР.

Школы, техникумы и вузы обучают студентов работе с тем ПО, которым пользуются их будущие работодатели. А большинство российских работодателей используют американские (Autodesk) и французские (Dassault Systemes) системы автоматизированного проектирования.

Соревнования же WorldSkills имеет смысл обсудить отдельно в свете отечественного продукта – начиная с их организации, заканчивая их результатами.

Тут тоже есть что сказать. Но не в этом тексте.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

41 КОММЕНТАРИИ

  1. «То есть на ноутбуки с ALT Linux ни Python, ни Cи не устанавливаются, утверждают учителя информатики.»

    Странные учителя информатики, которые не отличают язык программирования от компилятора и IDE…

    • Владислав, кроме перечисленных языков программирования перечислите названия компиляторов?

  2. Молодец Наталья, не побоялась сказать истинную правду! Печально, что ребята выученные на зарубежном ПО будут лакомым-дешевым кусочком (за счёт нашего государства) для иностранных фирм и будут продвигать эти продукты в дальнейшем. Возможно поэтому выпускники IT смотрят в сторону трудоустройства за рубежом ? :(

    • Да не поэтому они смотрят за рубеж. А потому что в нашей стране им готовы платить 1-1.5 тысячи долларов, а в других странах 2-3-5. Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше! Наталия рубанула правду-матку, знатно подставившись, на мой взгляд. И не потому, что честно сказала, как ноутбуки без дела пылятся на складах, а потому что продемонстрировала уровень наших преподавателей. (

    • процитируй слова правды! чтобы все открыли глаза на чистый пиар!

  3. «на ноутбуки с ALT Linux ни Python, ни Cи не устанавливаются».
    Наталия, каким образом Вы пытались их установить, и что именно не получилось? Или Вы сами не пробовали, но решили поделиться услышанным?

    https://www.altlinux.org/Books:Python-sysoeva
    https://www.altlinux.org/Books:Qt-C%2B%2B

    • Обсудили с Вами это в ФБ. Спасибо за внимание к проблеме.

  4. Статья о том, как «профессиональный математик, выпускница мехмата 1986 года, специалист по численным методам в гидродинамике, кандидат физико-математических наук с восемнадцатилетним опытом преподавательской работы в школе и вузе» не смогла поставить на Alt OS Pascal, Python и C?
    Это серьезно?
    И что удивительно ни одного слова про обращение в техподдержку Базальта.

    • Статья о том, что профессиональный математик не преподает информатику и поэтому не устанавливала на Alt OS Pascal, Python и C. Зато устанавливала их без всяких проблем на Windows для личных нужд. И поэтому по поводу установки на Alt OS Pascal, Python и C делится мнением своих коллег, которым доверяет. Если вам интересно, то в техподдержку она обращалась по поводу невозможности установить на Alt OS дистрибутива Autodesk Maya для Linux, но ответа не получила.

    • А где тут лайкомёт? Я бы вам поставил большой лайк. После прочтения статьи меня захлестнула волна возмущения. Одно за другим, практически все перечисленные проблемы уже давно решены, но тем не менее, проще сложить на склад и даже не разбираться. У нас в школе тоже была такая «информатичка», которая в XXI веке дальше квикбейсика и турбопаскаля ничего не видела.

    • если бы дистрибутив Autodesk Maya для Linux установили бы то потом обнаружилась другая непреодолимая преграда, чтобы он работал надо всего то 80 тысяч рублей заплатить, вопрос только в том кто это будет делать

  5. Кстати, в статье профессионального математика про невозможность установить на альт линукс питон и си написано две с половиной строчки. Остальные сто двадцать восемь с половиной строчек — про другие проблемы. Но вы их почему-то не заметили. Что удивительно.

    • Вы пишете, что «первая загвоздка в том, что на ALT Linux невозможно установить именно те компьютерные программы (…) для профессионального преподавания языков программирования и компьютерного 3D-моделирования». Но это совершенно недостоверная информация. Любые языки программирования, большинство 3D-редакторов, включая Майю. Тут надо было не с Базальтом работать, а с техподдержкой Автодеска, они бы подсказали, как установить их программу на вашем линуксе. Альт построен на стабильном и многократнопроверенном ядре, это не какое-то нечто, сделанное из экскрементов и палок, а вполне внятная система с большой историей развития.

    • Ну про Python и C, нативно поддерживаемые в Альте вам шпилек уже навставляли. Удивительно, как редакция вообще такое пропустила. Редактор текстов LibreOffice, конечно, мягко говоря, своеобразный. Но ведь надо обновляться, все ошибаются, и Майкрософт Ворд тоже за свою многолетнюю историю не раз глючил, и даже рассылал страшные макровирусы. А установленный на ноутбуках с ALT Linux пакет на сегодняшний день вполне в состоянии открыть документы, написанные в Word. Но если уж совсем не получается, чего сразу ноутбук на полку класть? Ведь есть не менее бесплатные Open Office, ну и почти бесплатный российский Р7 Офис. Просто кто-то не хочет двигаться вперёд. Пока дети самостоятельно изучают Java и React JS, Django и PHP, С# и .NET, в школе им дают всё тот же набивший оскомину Паскаль…

    • Потому что если убрать из вашей статьи материалы про невозможность установить то, сё, пятое, десятое, и оставить только про слабую мощность ноутбуков, маленький экран и невозможность установить Fusion и Inventor на Linux в целом, то получится, что ноутбуки вполне себе ничего, просто некоторые не умеют пользоваться Линуксом в принципе, а другие капризничают, что пара каких-то привычных, (но не критически-важных!), программ не поддерживается. Насчет робототехники и 3d печати — это тоже поклёп. Arduino IDE имеет нативную поддержку Linux, также, как и программы для 3д-печати, которых можно найти более десятка! И почему-то вы, увлекаясь своей там Майей, совсем забываете про Blender, который бесплатен и позволяет полноценно моделировать 3д в Линукс. На нём была нарисована графика в фильме «Человек-Паук 2» и много где еще.

    • Не вам, Павел, сетовать на редакцию ) Она ваши комментарии тоже пропустила.

  6. «на ноутбуки с ALT Linux ни Python, ни Cи не устанавливаются».
    Наталия, программы для разработки на Си и Python были на эти компьютеры предустановлены при поставке.

    Эта информация может быть полезна преподавателям, ведущим на Альт курсы по Си и Питону:
    https://www.altlinux.org/Books:Python-sysoeva
    https://www.altlinux.org/Books:Qt-C%2B%2B

    • Наталия любезно обещала посмотреть, что было предустановлено на ноутбуки при поставке и сообщить.
      Из большого числа вопросов обратили внимание именно на установку программ для Си и Питона, потому что это бросается в глаза. Установка там тривиальная, видимо у учителей возникло какое-то недопонимание. Есть и некоторые другие спорные моменты, но многие из поднятых в статье вопросов актуальны.

    • Вот из-за того, что в статье описаны фейковые проблемы совершенно неясно в чем же проблемы реальные.

  7. Нагуглил за 10 секунд установку PascalABC.Net на (сюрприз!) Alt Linux:

    http://pascalabc.net/wiki/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C_PascalABC.NET_%D0%BF%D0%BE%D0%B4_Linux

    По сути инструкция свелась к:

    $ sudo apt-get install mono-complete

    • https://packages.altlinux.org/ru/sisyphus/srpms/pascalabcnet

      Будет, кстати, в Альт Образовании 10.0 из коробки.

  8. Статья пустая… Проблема не в «неправильной» ОС, а 1) в привычке пользоваться продуктами MS, 2) в ограниченности знаний учителей… Не надо ложиться под MS, надо учить и учиться.

  9. ALT Linux построен на надёжном и проверенном дистрибутиве Mandriva, который сам основан на RHEL. Заявления в статье по меньшей мере странные. Вероятно учителям просто лень заморачиваться и изучать что-то новое. Ныть проще чем работать. Ну это так всегда было в России.

    • > ALT Linux построен на надёжном и проверенном дистрибутиве Mandriva

      Нет. Он имеет происхождение от дистрибутива Mandrake, но никак не связан с ним почти 20 (!) лет, и всё это время развивается самостоятельно.

      https://ru.wikipedia.org/wiki/ALT_Linux_(дистрибутив_Linux)

  10. Половина статьи просто неправда, а вторая, признав к саботажу.
    Редакции должно быть стыдно такое публиковать.
    И таки на Астре, которой вы все так вылизываете, Fusion тоже не работает.

  11. Да, главная проблема в неподготовленности работников системы образования.
    И прежде чем писать статью, надо хоть немного почитать на эту тему и великий интернет вам в помощь.

  12. Хочу посоветовать всем яростно критикующим мою статью комментаторам обратить внимание на комментарий разработчика ALt Linux Алексея Смирнова. Цитирую: «…многие из поднятых в статье вопросов актуальны.» То есть вам, уважаемая публика, прямым текстом сказано: описанные проблемы не фейковые, а совершенно реальные.
    И хочу добавить, что я написала свою статью не для того, чтобы поругать отечественных разработчиков ПО, а с целью решить те самые реальные проблемы, которые мешают пользователям высоко оценить труд отечественных специалистов и которые мешают хорошо готовить отечественных специалистов для потребностей моей страны.
    И кстати, я не уверена, что все анонимные критики моей статьи так же яростно, как ALt Linux, отстаивают, например, отечественный автопром на профильных ресурсах. Зато я как водитель всегда выбираю отечественные автомобили, хорошо понимая их преимущества и недостатки и не скрывая от производителей своего мнения о них. Потому что хочу, чтобы преимуществ у отечественных автомобилей было все больше, а недостатков — все меньше. Чего и всем желаю.

    • И я за отечественный! :) …но при всем Уважении!!! — конечно хочется вновь вспомнить классику: иногда лучше сначала спросить/уточнить/выяснить, прежде чем говорить или точнее откровенно хаять это самое отечественное; основная проблема насколько очевидно из статьи, что после вручения новой программной среды (ОС и окружение), Вам и Вашим коллегам просто не успели/либо не заложили провести «курс(ы) молодого бойца» по использованию полученного или точнее базовых принципах устройства/архитектуры действительно несколько отличной от m$-форточек ОС и среды окружения? И за этого действительно вероятно стоит кого-то спросить)

    • Критикующим вашу статью вы и отвечать не должны были. Они просто очень далеки от образования. Ни один учитель информатики не станет критиковать вашу статью. А все остальные, — просто тролли.

  13. Жаль мне таких менеджеров от образования. Нет у них самих образования, а учить берутся. А чиновники минпроса должны ответить по закону за потраченные и не используемые средства. Их надо привлечь к СУДУ

  14. А вот в нашей деревне, сначало надо добится и получить такой ноутбук, чтобы детки увидили это Чудо!!!) а потом мы вместе решим сделаем так, как нам будет удобно и комфортно!!!))) Наталия Теряева — твоя статья чистой воды Реклама под названием «Школа юного инженера «Вектор NICA» одной из государственных общеобразовательных школ Дубны!!! и твоё образование в резюме говорит совсем о другом!!! …В нашу общеобразовательную школу купили около 70 ноутбуков с предустановленной ОС ALT Linux… — а кто купил, зачем и почему или был приказ с Верху???
    п.с.: Наталия Теряева — твоя статья чистой воды Реклама… остальное ересь чистой воды!!! согласен, кушать хотят все…)

  15. какое позорище. такой учитель не может учиться сам, как мы можем доверять ему, да и всей системе в целом обучение детей… в линукс можно вкорячить все, и пока ниша игромира несколько закрыта, ну мало адаптированных игр на линукс, остальное ПО можно найти.

  16. Что надо сделать Python, установленный по умолчанию в операционной системе Альт невозможно было запустить? С этим справляется 12-летний ребенок, чтобы запустить скаченную с интернета нейронную сеть для решения задач по русскому языку. А учитель не в состоянии текстовый редактор запустить, написать в нем код на Python, сохранить с расширением py и запустить — все то же самое, что в MS Windows
    Что надо сделать, чтобы не суметь поставить Eclipse, Qt-Creator, VSCode, NetBeans, Code::Blocks, Geany? И опять же текстовый редактор и компилятор GCC и CLANG. С этим справляется школьник 10 лет, чтобы запустить руссификатор для некоторых игр. Но это не под силу якобы учителю.

    И тем более учителю не известно, что в государстве уже более 10 лет действует ГОСТ на электронные документы — ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010. Выходит, что учитель сам не соблюдает правила Российской Федерации и учит детей их не соблюдать.

    Вот такие учителя учат наших детей! Еще и хвастаются этим. Позор такой системе образования, где безграмотные учителя учат детей нарушать законы страны, в которой живут!

  17. Надо пояснить, почему мы пропустили комментарии от анонимщиков, малограмотных, зато агрессивных: чтобы документировать происходящее.

    • Документировать происходящее полезно. Но агрессивные и невежественные люди истолковывают публикацию своих постов как торжество своей точки зрения, потому что иная точка зрения для них неприемлема в принципе.

    • СПО-сообщество в значительной части — что-то среднее между ВКП(б) и чашкой Петри, где субкультура живёт своей жизнью.

      Извините, Наталия, что втравил Вас в эту историю. В дальнейшем документировании она не нуждается.

  18. Несмотря на гнев комментаторов, я искренне благодарна редакции за публикацию моего текста. Правда, зачем люди пишут свои странные комментарии, непонятно. Наверное, они так самоутверждаются. Каждому свое.

  19. Наталья, в конце статьи вы говорите, что нужно ОС, максимально похожая и совместимая с Windows. Проект такой ОС уже давно существует — это ReactOS. Обратите на него внимание. Он десятилетия развивается исключительно силами энтузиастов. Поддержку от государства они так и не получили.

    Готов Вам подробно рассказать об этом проекте.

    • Лучше рассказать на публику. Напишите текст, получится кондиционным — опубликуем.

  20. Думаю это больше проблема подготовки преподавателей и привычности Windows. На мой взгляд две действительно важные проблемы затронутые в статье: использование Windows в коммерческих предприятиях и ноутбучный фетишизм при закупках.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь