Среди новых лиц в списке миллиардеров по версии журнала Forbes, которые дебютировали в этом году, растет число сделавших себе состояние на «больших данных» (Big Data).
Эти люди построили свои империи на способности собирать, интерпретировать и использовать данные так, как никто не делал это прежде. Большинство из них работают на основных потребительских рынках и используют, казалось бы, обыденные стороны повседневной жизни – например, заказ такси или выбор фильма для просмотра. Однако некоторые используют и узкоспециализированные идеи – борьбу с терроризмом, финансовое мошенничество, предоставляя недоступные ранее решения.
Трэвис Каланик (Travis Kalanick), Uber
Генеральный директор сервиса Uber возглавляет список новичков-миллиардеров Big Data по версии Forbes. Состояние Каланика оценивается в 5,3 миллиарда долларов.
Мобильное приложение, которое объединяет людей, желающих заказать такси, с теми водителями, кто готов предоставить услугу, может быть, разгневало традиционных таксистов по всему миру. Но это не помешало сервису получить оценку в 41 миллиард долларов.
Uber мониторит и хранит данные всех поездок, и использует их, чтобы определить спрос, распределять ресурсы и устанавливать тарифы.
Компания также осуществляет углубленный анализ сетей общественного транспорта в городах, которые она обслуживает.
Недавно Каланик заявил о своем новом сервисе Uber Pool, который анализирует данные поездки, чтобы настроить механизмы по совместному использованию автомобилей. Это может сократить трафик на улицах Лондона на треть, утверждает он.
Рид Хастингс (Reed Hastings), Netflix
После краткого пребывания в морской пехоте, а затем в Корпусе Мира, Хастингс обучался компьютерным наукам в Стэнфордском университете до создания своей первой софтовой компании Pure Software в 1991 году. После публичного размещения акций компании Хастингс возглавил ее, и вместе с Марком Рэндольфом (Marc Randolph) основал сервис Netflix, который изначально работал по схеме «DVD по почте».
На сегодняшний день состояние Хастингса оценивается в миллиард долларов. Он также входит в совет директоров Facebook, которая тоже построена на «больших данных».
С помощью Big Data Netflix преобразовалась, задавшись целью дать людям то, чего они хотят. Netflix анализирует данные от более чем 55 миллионов своих пользователей, чтобы не только предоставить им лучшие рекомендации, но и предугадать желания.
Предсказание того, что пользователь хочет посмотреть, является основной целью стратегии Netflix. Для этого компания наняла команды любителей кино, которые отсматривают фильмы и ТВ-программы и отмечают общие темы.
Netflix также регулярно проводит множество конкурсов с миллионными призами для тех, кто сможет предложить алгоритмы, более точно, чем существующие, прогнозирующие привычки зрительской аудитории.
Брайан Чески (Brian Chesky), Airbnb
33-летний соучредитель и генеральный директор Airbnb говорит, что не является домовладельцем с 2010 года, а использует свой собственный сервис, который соединяет путешественников с хозяевами недвижимости.
С 2008 года, когда сервис был запущен, было сделано 24 миллиона заказов в 34 тысячах городов. Компания собрала огромное количество данных, объем которых оценивается в пол-петабайта.
Эти знания позволяют сконцентрироваться на сдаче недвижимости в моменты пиковых нагрузок и формировать цену так, чтобы сервис был оптимизирован. Кроме того, алгоритмы машинного обучения позволяют прогнозировать мошеннические операции, прежде чем они будут обработаны, а система рекомендаций позволяет хозяевам и гостям заранее оценить друг друга.
Чески и два других сооснователя сервиса — Натан Блечарзик (Nathan Blecharczyk) и Джо Геббиа (Joe Gebbia) — имеют состояние 1,9 миллиарда долларов каждый.
Винсент Виола (Vincent Viola), Virtu Financial
Виола основал сервис высокочастотной торговли в 2008 году, в настоящее время его стоимость оценивается в 1,7 миллиарда долларов. Компания разработала свои собственные оригинальные алгоритмы торговли, основанной на принципах больших данных, чтобы торговать акциями, товарами, валютами и опционами на международных рынках.
Высокочастотная торговля использует алгоритмы, чтобы произвести тысячи сделок, и заработать «мало, но часто» с каждой. Такая торговля во многом опирается на огромный набор данных, взятых с мировых финансовых рынков. На такие сделки приходится почти половина от торговли всеми американскими акциями и 60% фьючерсов.
В прошлом году компания объявила, что за пять лет только один день имела убыток, и приписала этот успех управлению рисками в режиме реального времени и технологии.
Эван Шпигель (Evan Spiegel) и Бобби Мерфи (Bobby Murphy), Snapchat
Шпигель (24 года) и Мерфи (25) — самые молодые новички в списке миллиардеров. Они встретились, когда учились в Стэнфордском университете, а в 2013 прославились, отклонив предложение от Facebook о покупке их сервиса обмена изображениями за 3 миллиарда долларов. В прошлом месяце Snapchat оценил себя в сумму 19 миллиардов долларов.
Как стало известно в четверг, китайский интернет-гигант Alibaba вложил в Snapchat 200 миллионов долларов, оценив сервис целиком в 15 миллиардов долларов (об этом уже писал «Экспертный центр электронного государства»).
К моменту, когда создавался Snapchat, существовало уже множество сервисов по обмену изображениями, но Шпигель и Мерфи первыми заметили тенденцию, что не каждый пользователь хочет, чтобы картинка или видео, которое он отправляет, оставались в Сети навсегда. Создатели Snapchat сделали ставку на внедрение автоматизированной функции самоуничтожения, и не прогадали, имея на данный момент феноменальный успех.
Сервис также позволяет пользователям общаться и рассказывать «общие истории».
Александр Карп (Alexander Karp), Palantir
Карп создал Palantir с участием ЦРУ, сервис использует алгоритмы больших данных для борьбы с террористами и финансовым мошенничеством во всем мире. Его крупнейшим клиентом является правительство США, которое использует программное обеспечение для прогнозирования всего, начиная от размещения придорожных бомб до мошеннических операций.
Большая часть работы сервиса, естественно, является засекреченной, однако известно, что часть его подпрограмм для выявления закономерностей и аномалий в данных, которые указывают на подозрительную активность, являются производными от технологии, разработанной PayPal. Соучредителем Palantir является Питер Тиль (Peter Thiel), один из основателей сервиса онлайн-оплаты.
Используя данные, полученные на основе наблюдений за передвижениями, данные из соцсетей, а также данные от информаторов, можно прогнозировать деятельность «плохих парней» и создавать условия для соответствующего реагирования.
Философия компании состоит в том, что вмешательство человека все еще необходимо, чтобы получить максимальную отдачу от анализа данных, особенно в тех случаях, когда требуется быть на шаг впереди своего врага. Для этого они предоставляют по проектам специально подобранных экспертов-консультантов для работы вместе с клиентами.
Первоначально рассчитанная для работы с государственными заказчиками в сфере безопасности и борьбы с терроризмом, Palantir сейчас расширяет свою деятельность, предлагая услуги для финансовой и фармацевтической промышленности.