Сбер покупает “Яндекс.Деньги”

    Сбербанк покупает у “Яндекса” 75% минус 1 доля в капитале сервиса “Яндекс.Деньги” за $60 миллионов. Вся компания оценена приблизительно в $80 млн, сообщил журналистам глава “Яндекса” Аркадий Волож. Интернет-поисковик останется владельцем блокирующего пакета сервиса.

    Соглашение о продаже доли в “Яндекс.Деньги” подписано в среду. Завершение сделки планируется на I квартал 2013 года. “Срок закрытия зависит от выполнения обычных для подобных сделок процедур, включая получение необходимых одобрений от регуляторов”, – отмечается в совместном пресс-релизе компаний.

    После сделки сервисом “Яндекс.Деньги” продолжит руководить Евгения Завалишина. В состав совета директоров войдут три представителя Сбербанка России (Денис Бугров, Виктор Орловский и Александр Торбахов) и два представителя “Яндекса” (Аркадий Волож и Евгения Завалишина).

    Долгие поиски

    “Около год назад мы стали искать партнера, с которым могли бы развивать сервис в офлайне, – сообщил глава “Яндекса” Аркадий Волож на встрече с журналистами в среду. – Изначально “Яндекс.Деньги” росли на сотни процентов, потом на 100%, потом все меньше и меньше – интернет-рынок для продуктов компании конечен. При совмещении возможностей “Яндекс.Денег” и стратегического офлайн-партнера рынок для новыхсовместных продуктов может быть бесконечным”.

    По словам Воложа, разговаривали о партнерстве в рамках “Яндекс.Денег” со многими игроками, но посчитали, что Сбербанк будет лучшим партнером для следующего этапа развития сервиса.

    Завалишина в свою очередь рассказала, что в компанию приходили в том числе финансовые инвесторы, предлагавшие за “Яндекс.Деньги” более значительные суммы. “Но нам требовался именно стратегический, а не финансовый партнер”, – сказала она.

    Помимо финансовых инвесторов платежным сервисом “Яндекса” интересовались и другие игроки рынка – зарубежные банки, платежные системы, системы электронных денег. “Финальный выбор мы делали между Сбербанком и одним из зарубежных игроков, отметила Е.Завалишина. – Выбор в пользу Сбербанка был сделан потому, что в этом случае мы можем сразу переходить к созданию новых продуктов, а не выстраиванию в России совместного бизнеса с новым партнером”.

    “У коллег из банка есть огромный опыт и экспертиза в финансах, десятки миллионов клиентов, многие из которых еще плохо знакомы с интернетом. У Яндекса же – десятки миллионов интернет-пользователей и богатый опыт разработки массовых сервисов. Объединив усилия, мы сможем создавать уникальные продукты для всех”, -приведены в пресс-релизе банка и поисковика слова Завалишиной.

    “Яндекс” – одна из самых успешных российских компаний. Внимательно смотрим на развитие “Яндекса” и стараемся помогать ему развивать свои продукты”, – заявил Греф журналистам на мероприятии, посвященном подписанию соглашения по “Яндекс.Деньги”.

    “Увеличение присутствия в цифровом пространстве и развитие онлайн-решений – одно из приоритетных направлений деятельности Сбербанка России. И в лице “Яндекса” мы нашли лучшего партнера для того, чтобы существенно усилить свою позицию на быстрорастущем рынке электронной коммерции и интернет-платежей”, – приводятся в пресс-релизе слова Грефа.

    Советниками Сбербанка по сделке выступили Sberbank CIB (финансовый советник), White & Case (юридический советник), KPMG (прединвестиционная финансовая, налоговая, коммерческая и ИТ-проверка). Советниками “Яндекса” – Morgan Stanley (финансовый советник), WilmerHale и “Ласета Партнерc” (юридический советник).

    Большое будущее

    “Технические специалисты “Яндекс.Денег” и Сбербанка уже начали подготовку к реализации совместных проектов. Новые продукты будут выпускаться под брендом и на основе технологий “Яндекс.Денег”. После закрытия сделки пользователи money.yandex.ru останутся клиентами небанковской кредитной организации “Яндекс.Деньги”, действующей на основании лицензии Банка России”, – говорится в совместном сообщении партнеров.

    Как сообщалось ранее, “Яндекс.Деньги” получили статус НКО в III квартале этого года.

    Новые продукты компания планирует начать запускать в 2013 году. О самих продуктах и сроках их запуска представители компаний рассказать отказались. “Чтобы выйти на новый уровень – нужно предложить продукты, интересные нашим мамам, тетям и бабушкам, – считает Е.Завалишина. – Пока таких продуктов нет, но мы теперь представляем, как их можно создать”.

    По словам вице-президента Сбербанка Дениса Бугрова, банк заинтересован в запуске сервисов, популяризующих электронные платежи: денежные переводы между гражданами (pear2pear), платежные сервисы в области электронной коммерции.

    По словам Д.Бугрова, Сбербанк и ранее искал возможность выхода на рынок электронных денег. В частности, рассматривал возможность приобретения зарубежных игроков. “Но посмотрели на “Яндекс.Деньги” и свернули поиск”, – сказал он.

    Параметры совместно разработанного среднесрочного плана развития “Яндекс.Денег” участники сделки не раскрывают. В то же время Бугров отметил, что банк видит “двукратный потенциал от синергии наших возможностей”.

    “Сделка, очевидно, очень сильно усилит позиции “Яндекс.Денег” на рынке, поскольку сервис получит доступ к инфраструктуре Сбербанка – его банкоматам, клиентской базе, карточным продуктам и прочее. Сбербанк, в свою очередь, за счет сделки получает доступ к многомиллионной аудитории “Яндекса”, что открывает широкие возможности для кросс-продаж его продуктов”, – прокомментировал “Интерфаксу” сделку один из основателей проекта PayCash (впоследствии “Яндекс.Деньги”) и председатель ассоциации “Электронные деньги” Виктор Достов.

    Он добавил между тем, что быстрых качественных изменений на рынке ждать не стоит. “У других игроков есть свои инфраструктурные плюсы”, – отметил он.

    Сильными сторонами двух других крупнейших сервисов на рынке электронных денег участники рынка традиционно называют большую сеть терминалов у WebMoney и широкую линейка продуктов у Qiwi-Кошелек.

    Покупка сервиса “Яндекс.Деньги” является не только выходом Сбербанка на данный рынок, но и вообще первым случаем покупки подобного сервиса крупным игроком. Очевидно, что с выходом крупнейшего банка страны в сегмент электронных денег можно ожидать усиления конкуренции на данном рынке, что всегда является благом для конечного потребителя, так как приводит к улучшению качества и снижению стоимости услуг”, – полагает председатель совета директоров Qiwi-банка (входит в группу Qiwi) Борис Ким.

    “Вместе с тем, я не ожидаю, что данная сделка окажет непосредственное влияние на планы развития бизнеса сервиса электронных денег Qiwi-Кошелек. Осенью Qiwi-Кошелек заключил рамочное соглашение о сотрудничестве с платежной системой Visa, что отражает развитие масштабов бизнеса нашей компании”, – отметил Ким.

    Москва. 19 декабря. INTERAX.RU

    Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

    Поделиться: