Роструд представил план разработки новой системы трудового контроля

3153

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) представила доклад об основных направлениях разработки «Автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений» (АСУ КНД).

Ее создание предусмотрено в рамках реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (2014 – 2020 гг.), проект которой разработан Рострудом совместно с Минтрудом России.

Как говорится в докладе, АСУ КНД – комплексная централизованная система автоматизации Роструда, обеспечивающая на основе ключевых показателей целевое управление административными процессами контрольно-надзорной деятельности.

В настоящее время все 82 госинспекции труда используют типовое решение — «Автоматизированную информационную систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде» (АИС ГИТ). Система эксплуатируется с 2007 года и на данный момент, по мнению Роструда, обладает рядом недостатков, а именно:

  1. Отсутствие эффективной системы межведомственного информационного взаимодействия по вопросам соблюдения трудового законодательства.
  2. Отсутствие информационной системы поддержки современной концепции охраны труда, основанной на превентивном подходе и ориентированной на развитие «модели соответствия».
  3. Отсутствие технологических возможностей для сквозной автоматизации процессов, централизованного хранения первичных данных о проверках, отсутствие инструментов аналитической поддержки принятия управленческих решений на основе риск-ориентированных подходов.
  4. Нет технической и технологической возможности для применения системы КПЭ. Аналитическая отчетность не привязана к показателям. Отсутствие инструментов для визуального восприятия информации.
  5. Постоянный рост расходов на содержание АИС ГИТ, в силу того, что система децентрализована (для каждого региона используется отдельный сервер).
  6. Не используются математические алгоритмы обработки данных для аналитики.
  7. Отсутствие централизованной системы управления материальным и ресурсным обеспечением.

Роструд считает, что создание на основе действующей АИС ГИТ нового инструмента — АСУ КНД позволит

На уровне центрального аппарата Роструда:

  • обеспечить управление процессами КНД на основе риск-ориентированной системы планирования;
  • отслеживать рейтинги и ключевые показатели регионов, инспекций, инспекторов и работодателей, КПЭ инспекций и инспекторов;
  • внедрить модель централизованного управления персоналом, бюджетом и материальными ресурсами Роструда и его территориальных органов;
  • создать ситуационный центр руководителя Роструда и личные кабинеты сотрудников центрального аппарата Роструда;
  • создать единую базу первичных данных, включая необходимые данные других ведомств;
  • оптимизировать статистическую отчетность.

На уровне ГИТ в субъектах РФ:

  • автоматизировать основные процессы контрольно-надзорной деятельности инспекции;
  • создать средства интеллектуальной поддержки деятельности инспектора, инспекций;
  • создать эффективный инструмент для работы инспектора.
Из презентации заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости М. Ю. Иванкова
Из презентации заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости М. Ю. Иванкова

В АСУ КНД будут включены Ситуационный центр, личный кабинет руководителя Роструда, личные кабинеты руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда.

asu_situatsionnyi-tsentr

По расчетам Роструда, в результате создания АСУ КНД будет обеспечено:

  • увеличение доли подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены проверки, в общем числе подконтрольных субъектов;
  • снижение общего количества нарушений законодательства о труде, в том числе сокращение числа нарушений обязательных требований трудового законодательства, представляющих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц;
  • увеличение доли лиц, положительно оценивающих качество работы ФИТ (в т.ч. по предупреждению и профилактике нарушений трудового законодательства);
  • повышение эффективности государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и сокращение издержек проведения контрольно-надзорных мероприятий;
  • снижение удельных затрат ресурсов на одно проверочное мероприятие.

Принципиальной особенностью АСУ КНД, как отмечают в ведомстве, является реализация в ее составе подсистем процессного сопровождения проверочных мероприятий и интеллектуального риск-ориентированного планирования КНД. Основу последней составляют механизмы категорирования и классификации рисков, базирующиеся на постоянно обновляемой и расширяемой базе знаний о структуре нарушений трудового законодательства в различных субъектах Российской Федерации, отраслях и видах экономической деятельности.

asu_podsistema

После утверждения Концепции и разработки соответствующей «дорожной карты» Роструд планирует приступить к полномасштабной разработке АСУ КНД.

Как сообщал D-Russia.ru,  на состоявшемся 12 сентября очередном заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества и условий ведения предпринимательской деятельности Рострудом был представлен проект создания системы электронных сервисов Онлайнинспекция.рф, также являющейся частью Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (2014 – 2020 гг.).

Система включает в себя комплекс сервисов, позволяющих работникам и работодателям получать в доступной форме исчерпывающую информацию о требованиях трудового законодательства и повышать уровень своих правовых знаний; обращаться за разъяснениями о порядке исполнения данных требований, оперативно получать необходимые инструкции и уметь применять нормы трудового права на практике; иметь неограниченный доступ к эффективным инструментам, предназначенным для устранения нарушений, защиты трудовых прав и реализации законных интересов граждан.

С ноября 2013 года на основе действующей системы консультирования, мониторинга и обработки сообщений о нарушениях в сфере трудового законодательства«Онлайнинспекция.РФ» в пилотном режиме осуществляется эксплуатация прототипов ряда из упомянутых сервисов. Наиболее важные и значимые из них — «Вопросы дежурному инспектору» и «Сообщить о проблеме».

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: