Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) представила доклад об основных направлениях разработки «Автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений» (АСУ КНД).
Ее создание предусмотрено в рамках реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (2014 – 2020 гг.), проект которой разработан Рострудом совместно с Минтрудом России.
Как говорится в докладе, АСУ КНД – комплексная централизованная система автоматизации Роструда, обеспечивающая на основе ключевых показателей целевое управление административными процессами контрольно-надзорной деятельности.
В настоящее время все 82 госинспекции труда используют типовое решение — «Автоматизированную информационную систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде» (АИС ГИТ). Система эксплуатируется с 2007 года и на данный момент, по мнению Роструда, обладает рядом недостатков, а именно:
- Отсутствие эффективной системы межведомственного информационного взаимодействия по вопросам соблюдения трудового законодательства.
- Отсутствие информационной системы поддержки современной концепции охраны труда, основанной на превентивном подходе и ориентированной на развитие «модели соответствия».
- Отсутствие технологических возможностей для сквозной автоматизации процессов, централизованного хранения первичных данных о проверках, отсутствие инструментов аналитической поддержки принятия управленческих решений на основе риск-ориентированных подходов.
- Нет технической и технологической возможности для применения системы КПЭ. Аналитическая отчетность не привязана к показателям. Отсутствие инструментов для визуального восприятия информации.
- Постоянный рост расходов на содержание АИС ГИТ, в силу того, что система децентрализована (для каждого региона используется отдельный сервер).
- Не используются математические алгоритмы обработки данных для аналитики.
- Отсутствие централизованной системы управления материальным и ресурсным обеспечением.
Роструд считает, что создание на основе действующей АИС ГИТ нового инструмента — АСУ КНД позволит
На уровне центрального аппарата Роструда:
- обеспечить управление процессами КНД на основе риск-ориентированной системы планирования;
- отслеживать рейтинги и ключевые показатели регионов, инспекций, инспекторов и работодателей, КПЭ инспекций и инспекторов;
- внедрить модель централизованного управления персоналом, бюджетом и материальными ресурсами Роструда и его территориальных органов;
- создать ситуационный центр руководителя Роструда и личные кабинеты сотрудников центрального аппарата Роструда;
- создать единую базу первичных данных, включая необходимые данные других ведомств;
- оптимизировать статистическую отчетность.
На уровне ГИТ в субъектах РФ:
- автоматизировать основные процессы контрольно-надзорной деятельности инспекции;
- создать средства интеллектуальной поддержки деятельности инспектора, инспекций;
- создать эффективный инструмент для работы инспектора.
В АСУ КНД будут включены Ситуационный центр, личный кабинет руководителя Роструда, личные кабинеты руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда.
По расчетам Роструда, в результате создания АСУ КНД будет обеспечено:
- увеличение доли подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены проверки, в общем числе подконтрольных субъектов;
- снижение общего количества нарушений законодательства о труде, в том числе сокращение числа нарушений обязательных требований трудового законодательства, представляющих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц;
- увеличение доли лиц, положительно оценивающих качество работы ФИТ (в т.ч. по предупреждению и профилактике нарушений трудового законодательства);
- повышение эффективности государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и сокращение издержек проведения контрольно-надзорных мероприятий;
- снижение удельных затрат ресурсов на одно проверочное мероприятие.
Принципиальной особенностью АСУ КНД, как отмечают в ведомстве, является реализация в ее составе подсистем процессного сопровождения проверочных мероприятий и интеллектуального риск-ориентированного планирования КНД. Основу последней составляют механизмы категорирования и классификации рисков, базирующиеся на постоянно обновляемой и расширяемой базе знаний о структуре нарушений трудового законодательства в различных субъектах Российской Федерации, отраслях и видах экономической деятельности.
После утверждения Концепции и разработки соответствующей «дорожной карты» Роструд планирует приступить к полномасштабной разработке АСУ КНД.
Как сообщал D-Russia.ru, на состоявшемся 12 сентября очередном заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества и условий ведения предпринимательской деятельности Рострудом был представлен проект создания системы электронных сервисов Онлайнинспекция.рф, также являющейся частью Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (2014 – 2020 гг.).
Система включает в себя комплекс сервисов, позволяющих работникам и работодателям получать в доступной форме исчерпывающую информацию о требованиях трудового законодательства и повышать уровень своих правовых знаний; обращаться за разъяснениями о порядке исполнения данных требований, оперативно получать необходимые инструкции и уметь применять нормы трудового права на практике; иметь неограниченный доступ к эффективным инструментам, предназначенным для устранения нарушений, защиты трудовых прав и реализации законных интересов граждан.
С ноября 2013 года на основе действующей системы консультирования, мониторинга и обработки сообщений о нарушениях в сфере трудового законодательства«Онлайнинспекция.РФ» в пилотном режиме осуществляется эксплуатация прототипов ряда из упомянутых сервисов. Наиболее важные и значимые из них — «Вопросы дежурному инспектору» и «Сообщить о проблеме».