Об авторе: Дмитрий Сорокин, руководитель отдела развития продаж отечественного ПО группы компаний Softline
Вузы достаточно активно подключились к процессу импортозамещения в самом его начале, но позже их энтузиазм угас. Сегодня только некоторые крупные университеты имеют полноценную стратегию перехода на российское ПО, большинство ограничивается точечными закупками решений, давно завоевавших известность на рынке.
Это при том, что импортозамещение может сэкономить вузам бюджет и повысить конкурентоспособность.
Работа по переходу на отечественное программное обеспечение началась в вузах с 2018 года, почти сразу после выхода приказа № 1220 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения на период 2017-2018 годов и на плановый период до 2020 года». Как подведомственные организации Министерства науки и высшего образования, вузы и ссузы сегодня уже должны подходить к финальному этапу импортозамещения, но на практике близки к нему не более чем на 10%.
Дело в том, что серьёзные штрафные санкции к образовательным учреждениям, не выполняющим рекомендации Минобразования, не применяются, а процесс перехода на новый софт большинству до сих пор видится делом сложным и недешёвым.
Вузы не знают, с чего начать
Главная проблема большинства российских вузов – разношёрстный «зоопарк» программного обеспечения. Он состоит преимущественно из иностранного софта и иногда насчитывает более сотни наименований продуктов. Неудивительно, что руководители таких организаций не спешат с импортозамещением – они просто не знают, с чего начать.
Первое, что стоит сделать в таком случае – провести аудит существующей IT-инфраструктуры и построить понятную дорожную карту импортозамещения. Так поступил, например, Воронежский государственный технический университет. В этом году мы провели комплексный анализ IT-инфраструктуры вуза и определили степень её соответствия требованиям Минкомсвязи в области импортозамещения. Представители сервисного провайдера составили перечень импортного ПО, для которого возможно подобрать отечественную альтернативу, дали рекомендации по планированию перехода, а также подбору конкретных решений (с опытной эксплуатацией программных продуктов). На данный момент в вузе сформирован план мероприятий по переходу с зарубежного ПО, который, в частности, включает в себя замену операционной системы Microsoft Windows, офисного пакета Microsoft Office и браузера Google Chrome на отечественные аналоги.
Такой основательный подход к делу в образовательных учреждениях – редкость. В качестве примеров можно назвать ещё Санкт-Петербургский государственный университет, который уже несколько лет использует российскую платформу для коммуникаций CommunigatePro, и Кубанский государственный университет, который перешёл на «МойОфис». Бо́льшая же часть вузов обходится точечными закупками российского софта «для отвода глаз».
Как строится проект по переходу на российский софт
Любой полноценный проект в области импортозамещения можно условно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап занимает, как правило, один-два месяца (в редких случаях, если вуз имеет сложную распределённую структуру, до полугода). Он включает в себя:
-
- анализ используемого вузом ПО и определение категорий программных продуктов, подлежащих замене;
- оценку совместимости предлагаемого софта с существующими в организации информационными системами;
- классификацию автоматизированных рабочих мест сотрудников;
- тестирование ПО, предлагаемого на замену импортного;
- анализ результатов и планирование перехода.
2. Внедрение выбранного ПО (от нескольких часов до нескольких месяцев, в зависимости от категории софта).
3. Обучение сотрудников. Хочу отметить, что многие заказчики полагают, что научить работников работать с новым программным обеспечением – это долго, сложно и дорого. На деле это вовсе не так. Сегодня на рынке существует огромный выбор курсов, вебинаров и обучающих видеороликов, рассчитанных как на технических специалистов, так и на конечных пользователей. Изучение учебного материала занимает, как правило, не более недели. Организовать процесс можно поэтапно: сначала организовать подготовку технического персонала на базе учебного центра провайдера или производителя, а после – провести обучение остальных сотрудников, что можно сделать и своими силами.
Почему импортозамещение выгодно вузам
В качестве аргумента против перехода на отечественное ПО многие заказчики называют недостаточность его функционала или невозможность интеграции отдельных продуктов между собой. Мы можем утверждать, что российские вендоры прошли большой путь эволюции, причём разработчики развивались не отдельно друг от друга, а в тесном взаимодействии. Как следствие, сегодня есть возможность создать полноценную цифровую экосистему вуза на базе отечественных решений.
При этом стоит понимать, что точечная замена отдельных категорий зарубежного софта на российский может решить далеко не все потребности вуза. Пока ещё существуют решения – например, Zoom или Microsoft Teams, – для которых полной российской альтернативы, созданной одним производителем, не существует. Но эффективно организовать дистанционное обучение можно, используя комплект популярных отечественных решений (например, Р7-Офис, CommunigatePro и видеоконференции Mind). Более того, их коллаборация может обеспечить заказчику даже более широкие возможности. Если мы говорим об организации дистанционного обучения на постоянной основе, имеет смысл делать это на базе российских продуктов.
Важный плюс российских разработок – то, что они создаются с учётом реалий российского рынка и требований регуляторов. Любой вендор, включённый в реестр отечественного ПО имеет, например, версии своих решений, обеспечивающие соответствие ФЗ 187 «О защите критической информационной инфраструктуры» или ФЗ 152 «О защите персональных данных».
Российское ПО используется во всех государственных организациях, госкомпаниях, всё чаще проекты с применением отечественного софта реализует бизнес. Поэтому очень важно, чтобы сегодняшние студенты получали опыт работы с ним – так они смогут повысить свою ценность на рынке труда. Всё чаще вузы ставят в учебный план курсы по работе с российскими операционными системами: лицензии на ПО для организации такой работы можно получить с большой скидкой (иногда она доходит до 90%) или вовсе бесплатно.
Вообще, в большинстве случаев российский софт для образовательных учреждений оказывается дешевле, чем иностранный: его стоимость не зависит от колебания курсов валют. Кроме того, в работе с вузами заинтересованы сами вендоры, практически все крупные отечественные производители готовы предоставлять таким клиентам специальные условия. Ещё один важный аргумент в пользу российских разработчиков: большинство из них обеспечивают техподдержку вплоть до уровня отдельного пользователя.
Импортонезависимость – это уже не просто тренд, о ней можно говорить, как о ключевом векторе развития российской экономики в целом и сферы IT в частности. Высшие учебные заведения являются поставщиком высококвалифицированных кадров для работы в цифровой экономике. Руководству вузов необходимо перестраивать собственное мышление, внедряя инновационные решения отечественного производства, с которыми впоследствии всё чаще будут сталкиваться их выпускники.