В первом полугодии 2024 года рекламодатели потратили на продвижение товаров и услуг в Интернете более 381 миллиарда рублей, следует из отчёта Роскомнадзора о рынке онлайн-рекламы, основанном на данных Единого реестра интернет-рекламы Роскомнадзора (ЕРИР).
Напомним, согласно закону «О рекламе», с 1 сентября 2022 года участники рекламного рынка обязаны маркировать интернет-рекламу и передавать данные о её размещениях в Роскомнадзор.
С 1 сентября 2023 года введены штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы и непредоставление сведений: от 10 тысяч до 100 тысяч рублей для физических лиц, от 30 тысяч до 200 тысяч рублей для должностных лиц, от 200 тысяч до 500 тысяч рублей для юридических лиц.
По информации, учтённой в ЕРИР, с января по июль 880,7 тысячи рекламодателей разместили в Интернете свыше двух миллиардов «креативов». В системе были зарегистрированы более 4,4 тысячи рекламных агентств и свыше 57 тысяч рекламораспространителей и операторов рекламных систем.
Более половины (58,5%) от всех рекламных бюджетов, зарегистрированных в ЕРИР, пришлось на продвижение крупных предприятий. Доля компаний, представляющих малый и средний бизнес, составила 37,5%, доля индивидуальных предпринимателей и физических лиц – 4%.
Почти четверть всех рекламных бюджетов в Интернете приходится на 41 крупнейшего рекламодателя (суммарно около 92 миллиардов рублей), каждый из которых потратил на размещение рекламы в Сети свыше 1 миллиарда рублей. Но их количество составило всего 0,005% от общего числа интернет-рекламодателей. В то же время на рекламодателей с бюджетами менее 20 миллионов рублей на каждого, составивших 99,79% от общего числа всех рекламодателей в Интернете, пришлась примерно треть всех рекламных бюджетов.
Активнее всего вкладывают деньги в продвижение товаров и услуг рекламодатели из Москвы (56%), Санкт-Петербурга (8%) и Московской области (7%). В эти суммы включены бюджеты, расходуемые на размещение интернет-рекламы как на федеральном, так и на региональном рынках.
Как отмечают в Роскомнадзоре, поскольку большое число наиболее крупных компаний федерального уровня зарегистрировано именно в этих трёх субъектах Федерации, то и доли данных регионов по доле бюджетов выглядят такими значительными. Но и многие другие регионы представлены на рынке интернет-рекламы весьма сильно. Так, за первое полугодие 2024 года в пяти российских регионах суммарные бюджеты рынка интернет-рекламы составили от 5 миллиардов до 10 миллиардов рублей, еще у шести регионов они варьировались от 2,5 миллиарда до 5 миллиардов рублей, всего же объёмы рекламных бюджетов в Интернете превысили сумму в 1,5 миллиарда рублей в 23 регионах страны.
МСП – малое и среднее предпринимательство (средние предприятия, малые предприятия, микропредприятия) – по-разному представлено на рекламном рынке в Интернете в разных регионах. В среднем на российском рынке интернет-рекламы за первое полугодие 2024 года на МСП приходится 37,5% в объёме рекламных бюджетов и 45,0% в общем количестве рекламодателей. Но по отдельным регионам данные показатели варьируются в весьма широких интервалах, а в ряде случаев доля малого и среднего предпринимательства превышает 90-95%, свидетельствуют данные отчёта.