Роль CDO в компаниях – дополнительный заработок, коммуникации, фокус
Во вторник 28 мая в Москве прошёл форум «Цифровая организация: организовать данные бизнес-процессы и себя» – практикующие специалисты по данным обсудили роль Chief Data Officer (CDO) в компаниях, а аналитики представили оценку рынка «дата-центричной цифровой трансформации». На мероприятии побывала корреспондент D-Russia.ru.
Одной из ключевых стала дискуссия о роли и задачах CDO в ведущих российских компаниях – в ней приняли участие директора по данным Сергей Носов из «Ростелекома»; Светлана Бова, банк ВТБ; Сергей Нестеренко, Газпромбанк; Леонид Чёрный, «Мегафон»; Тигран Саркисов, Х5 Retail.
«Цифровая организация – та, которая нацелена на монетизацию своих данных. Трансформация – любая составляющая цифровой компании», — дал определение модератор мероприятия, управляющий партнер DIS Group Александр Тарасов. Он пояснил на известном примере – «Яндекс» был поисковиком, стал разносчиком еды, — в первую очередь для монетизации своих геолокационных данных.
Александр Тарасов также огласил результаты опроса среди участников форума, которые считают, что одной из главных задач CDO – подсказать бизнесу, а каком направлении двигаться и где ещё можно заработать. CDO должен быть хорошим коммуникатором – умеющим убеждать и продавать.
«От CDO очень большие ожидания, эти ожидания зачастую нереалистично завышены. Хозяйство, которое им достаётся, очень масштабно, а кредит доверия от бизнеса – очень кроткий. Если за несколько месяцев не удаётся показать значимый для бизнеса результат, планка доверия снижается», — отметила второй модератор директор департамента «Цифровые решения» Accenture в России Лариса Малькова.
«Задача CDO связана не столько с технологией, сколько с выстраиванием правильных коммуникаций, границ ответственности и их ролей. … Первостепенная задача – обеспечить навигацию по данным, открыть карту навигации», — считает Светлана Бова (ВТБ).
«Три года назад я не знал о термине CDO ни как о термине ни как о позиции. Сейчас я бы сформулировал роль CDO как бизнеса данных и роль данных в бизнесе. … Задачей CDO считаю обеспечение комфортной работы для команды. CDO нацелен скорее на внутреннего заказчика, не на внешнего (в отличие от Digital Officer)», — отметил Леонид Чёрный из «Мегафона».
Сергей Нестеренко из Газпромбанка: «Наша задача – объединить различные данные из разных бизнес-процессов. Из хранилища – в будущее, где данные собраны полно и достоверно. … Задача CDO – где ещё нарыть сырые данные, чтобы их обогатить (например, геолокационными данными, для рекламной кампании в соцетях)».
Сергей Носов из «Ростелекома»: «CDO должен обеспечить качественной информацией и сервисами, которые позволяют данными пользоваться».
Представители DIS Group, Газпромбанка, Хоум Кредит Банка выступили с докладами на темы обезличивания данных при передаче их третьей стороне, о защите информации, о маскировании данных (на случай их потенциальной утечки).
Важной проблемой дата-центричной трансформации в российских компаниях эксперты назвали отсутствие полномасштабных стратегий.
«Российские компании реализуют набор пилотных проектов вместо комплексной программы цифровой трансформации, – считает Алена Дробышевская, KPMG. – По данным KPMG у 63% российских компаний есть программа цифровой трансформации. Для сравнения: в мире это 70% компаний. Однако чаще всего под цифровой трансформацией понимается фактически реализуемый пакет пилотных проектов».
Михаил Комаров, директор направления Informatica DIS Group, отметил: «В 2018 году повышенным вниманием на российском рынке пользовались решения Data Governance, защиты данных и технологии Big Data». DIS Group провёл опрос среди представителей крупнейших компаний России. 33% опрошенных заявили, что на той или иной стадии в их организациях внедряется Data Governance. 58% – внедряют или начинают внедрять технологии Big Data (без учёта пилотных проектов). С учётом пилотных проектов, по данным KPMG, технологии Big Data внедряют 68% крупных российских компаний.
Фото (с) Татьяна Костылева