IBM Think Summit: о трансформации российских компаний в эпоху больших данных

Ежегодная конференция IBM Think Summit, посвященная достижениям в области искусственного интеллекта (AI), облачных технологий и пр., состоялась в среду в Москве. На ней топ-менеджеры крупных компаний – Сбербанка, ВТБ, «Норникеля», Softline, Магнитогорского металлургического комбината, МТС, «Мегафона» и др. – поделились своим видением преобразования бизнес-процессов с учётом последних тенденций в области высоких технологий. Среди основных элементов развития («цифровой трансформации») компаний выделены – переход бизнеса на облачные решения, аналитика на основе собранных больших данных, машинное обучение.

Открыла пленарную сессию генеральный директор IBM в России и странах СНГ Ирис Джеба. Она рассказала о том, как технологии могут использоваться в сельском хозяйстве, в сфере экологии, в решении проблемы утилизации отходов.

Ирис Джеба

Технический директор, исполнительный вице-президент, руководитель блока «Технологии» Сбербанка Давид Рафаловский говорил о том, что традиционные банковские услуги больше не удовлетворяют потребностям клиентов, и поэтому в центре нынешней стратегии банка – построение технологической компании, которая характеризуется применением ИИ во всех процессах, где принятие решений осуществляется на основе данных, а в экосистеме присутствуют как финансовые, так и нефинансовые услуги.

Рафаловский выделил четыре ключевых элемента цифровой эволюции банка: переход в Agile (Sbergile), производственный процесс ПО (SberWorks), облачная инфраструктура (SberCloud), ИИ в каждом процессе (AI First).

В 2018 году Сбербанк, по словам Рафаловского, осуществил 150 проектов в области ИИ, включая оценку рисков, фрод-мониторинг

Старший вице-президент — руководитель блока сбыта, ресурсного обеспечения и инновационного развития компании «Норникель» Сергей Батехин рассказал о блокчейн-решении, разрабатываемом и применяемом в компании для сбыта металлов, в том числе редких и не торгуемых на бирже. В числе преимуществ платформы он назвал уменьшение транзакционных издержек, появление источника дополнительной ликвидности – возможности перепродавать токены третьим лицам, подтверждение происхождения металлов посредством блокчейна.

Батехин отметил, что в ходе этой работы компания вносит вклад в развитие блокчейн-платформы Hyperledger Fabric.

Сергей Батехин об операционной модели блокчейн-платформы

Глобальный генеральный директор Softline Сергей Черноволенко привёл аналитические данные по российскому IT-рынку – по его словам, в прошлом году рост в среднем составил 15-17%, в разных отраслях он варьировался: облачный бизнес вырос более чем на 30%, рынок информационной безопасности – более чем на 15%. Дополнительными стимулами роста стали чемпионат мира по футболу и отложенный спрос после кризиса. Прогноз на этот год – рост 10-15%. Далее рост будет ускорится – скажется влияние национальных проектов, которое, по мнению Черноволенко, индустрия ощутит примерно через год.

С точки зрения трендов, по словам Черноволенко, «на сегодняшний день есть небольшое затормаживание, по причине того, что технологии есть, а бизнес-идей нет». «Когда начинаешь проецировать имеющиеся технологии на проблемы конкретного заказчика или госструктуры, возникает вопрос – либо это дорого, либо зачем это менять», – сказал Черноволенко.

Среди основных трендов будущего – роботизация, ИИ, облачные технологии, безопасность, считает топ-менеджер Softline

Вице-президент по инфраструктурным решениям IBM в странах Центральной и Восточной Европы Кирилл Корнильев, ранее возглавлявший представительство IBM в России и СНГ, представил результаты глобального опроса руководителей компаний о самых важных внешних факторах развития в ближайшие два-три года: как выяснилось, доминируют среди ответов рыночные факторы, технологические факторы и навыки персонала.

Основные инновации в бизнес-процессах, согласно опросу, – переход на платформенные модели, ИИ, облачные вычисления. Причина в популярности платформ объясняется тем, что совокупная годовая выручка крупнейших 20 компаний-цифровых платформ по сравнению с ростом глобального ВВП выросла за 10 лет более чем в 10 раз.

Только 5% компаний при этом внедрили платформенные модели бизнеса, но 23% активно инвестируют в эти решения и проводят пилотные проекты, 18% планируют внедрить в ближайшие два-три года, 54% – не планируют.

Объёмы данных в мире растут по экспоненте, 11% компаний в мире уже используют возможности машинного обучения на основе данных, сообщил Корнильев.

Компании-лидеры используют скрытый потенциал данных для определения бизнес-стратегии, утверждают исследователи. Проанализировав конкурентную позицию по эффективности и инновациям предприятия, авторы исследования пришли к выводу, что в существенно (до 2-х раз) лучшем положении оказываются компании, которые используют машинное обучение в своей деятельности.

«Облака» адекватно подходят для поддержания платформенных моделей, ИИ и анализа больших данных. Из тех, кто использует облака, более 60% уже использует больше одной облачной инфраструктуры. При этом, по оценкам, более 80% рабочих нагрузок традиционных бизнес функций еще не перенесены в «облако».

Завершилась пленарная сессия дискуссией на тему «Бизнес нового поколения», которая состоялась с участием представителей ВТБ, МТС, «Мегафона», «ММК». В ходе обсуждения выступающие также не раз подчеркнули важность анализа данных при построении современных бизнес-процессов.

Директор департамента BigData МТС Леонид Ткаченко рассказал, что компания сейчас переходит от традиционного телеком-бизнеса к экосистеме, которая предоставляет различные продукты человеку, отталкиваясь от знаний о людях, которыми владеет. «Это знания как из телекома, так и из банка, который есть у нас в экосистеме. Мы строим это вокруг знания о человеке», – сказал Ткаченко.

Представитель МТС пояснил, что телекомы обладают самыми комплексными знаниями о человеке, из разных предметных областей – как человек передвигается, что он смотрит в Интернете, его круг общения, финансовые транзакции, плюс высокая частотность появления этих данных у оператора (тысячи в день, против десятков в день – у банков). В классической платформенной бизнес-модели оператор должен был бы дать доступ к этим данным другим компаниям (стартапам, банкам), но МТС отдаёт предпочтение развитию своих собственных бизнесов, и получать бОльшую прибыль, чем отдавая данные на сторону.

Руководитель по инновациям Магнитогорского металлургического комбината Данила Целиканов отметил, что в области металлургии ситуациях схожая, несмотря на то, что их клиент – это не конечный потребитель, а предприятия: «Клиентоориентированность, скорость реакции, глубина реакции – основные тенденции с точки зрения цифровой трансформации».

Управляющий директор департамента трансформации, вице-президент ВТБ Светлана Бова: «Сейчас бизнес, банковский в том числе, направлен больше на предиктивную модель поведения, мы стремимся угадать будущее желание клиента. Платформенные подходы (по фабрике данных, по работе с большими данными) призваны создать поведенческую модель, профиль нашего клиента, и предложить необходимый сервис».

Социальные сети, смартфонизация, умный город – всё это приводит к информационному буму. Уже можно говорить о цифровом образе этого мира, откуда можно брать данные и их обрабатывать, сказал ведущий мероприятия. Отечественная телеком-отрасль и банкинг, как можно было заключить из дискуссии, уже в тренде. Более классическая отрасль, с более сложными технологическими процессами – металлургическая – несколько отстаёт, однако же присматривается к таким направлениям как Интернет вещей, внедрение роботов и сенсоров на производстве, но пока проводит точечные эксперименты в этой области. «Технологическая линия получает задание сразу из Интернета и знает, что ей делать, для конкретного покупателя. Это сильно поменяет отрасль, мы этого даже немножко опасаемся», – сказал представитель «ММК».

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

девятнадцать − 5 =