Минэкономразвития России подвело итоги ежегодного мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, включая сформированный рейтинг субъектов РФ, стало известно D-Russia.ru.
В перечень региональных и муниципальных услуг, по которым проводился мониторинг, были включены услуги, подлежащие первоочередной оптимизации в соответствии с Концепцией развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утверждённой распоряжением правительства РФ от 25 декабря 2013 года № 2516-р, предоставляемые органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, опубликованные на Едином портале госуслуг (ЕПГУ) и на региональных порталах государственных и муниципальных услуг (РПГУ). В перечень включались услуги, для которых реализован интерфейс подачи заявления (на ЕПГУ или РПГУ имеется ссылка «Получить услугу»).
Всего в ходе мониторинга 2019 года было исследовано 1336 приоритетных услуг, предоставляемых в 85 субъектах РФ.
Мониторинг проводился по следующим направлениям:
- оценка полноты сведений о порядке предоставления услуг и соответствия этих сведений административным регламентам или другим нормативным правовым актам, регламентирующим порядок предоставления услуг;
- оценка возможности подачи заявления на предоставление услуги в электронной форме и получения обратной связи от ведомства (экспертный мониторинг);
- анализ на соответствие услуг требованиям постановления правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»;
- оценка доступности органов власти и органов местного самоуправления по телефонным каналам (телефонный мониторинг).
Дополнительно субъектам РФ была предоставлена возможность принять участие в мониторинге по следующим направлениям:
- оценка возможности получения региональных услуг через мобильные приложения субъектов РФ (мониторинг мобильных приложений);
- оценка региональных электронных услуг, которые, с точки зрения субъекта РФ, являются образцово-показательными (мониторинг лучших практик);
- оценка качества оказания региональных услуг, которые не являются приоритетными (мониторинг неприоритетных услуг).
В среднем, как сообщается в исследовании, заявление удалось подать по 1120 услугам, что составляет 84% общего количества исследуемых услуг. При этом большое число отправленных заявлений, а именно 48%, осталось без рассмотрения и ответа.

Таким образом, при попытке получить приоритетную услугу в электронной форме пользователь в половине случаев безрезультатно тратит время на заполнение электронной формы и ожидание ответа от ведомства.
В первую пятёрку субъектов, продемонстрировавших наилучшие результаты, вошли Москва, Московская область, Ростовская область, Тульская область и Удмуртская Республика.

Описания приоритетных региональных и муниципальных услуг на порталах не обеспечивают заявителей полной и достоверной информацией, говорится в исследовании. Ведомства размещают как недостаточные (например, указывают не все документы, необходимые для получения услуги), так и неактуальные сведения, которые не соответствуют действующим редакциям правовых актов, регулирующих порядок предоставления услуг.
При этом полнота и достоверность отдельных категорий сведений о порядке предоставления приоритетных услуг значительно различается. Так, на порталах в подавляющем большинстве случаев размещена актуальная информация об органе власти и наименовании услуги, а информация о размере оплаты, наименовании документов, сроках оказания услуги и категориях заявителей либо не размещена вовсе, либо не является достоверной.
Таким образом, на ЕПГУ и РПГУ не представлено 14% необходимых сведений, при этом 39% сведений являются недостоверными.

По-прежнему есть субъекты РФ, где не все приоритетные услуги переведены в электронную форму.
Рост общего количества услуг в мониторинге 2019 года связан с тем, что услуги «Запись на приём к врачу» и «Предоставление информации о результатах государственной итоговой аттестации обучающихся» не анализировались в 2018 году. Как и в прошлом году, большое количество заявлений осталось без рассмотрения и ответов, либо их вовсе не удалось направить в ведомства.
Анализ услуг на соответствие требованиям постановления № 236 показал, что пользователям не всегда обеспечена возможность совершить в электронной форме все необходимые действия.

Заявителю не всегда предоставлена возможность записаться на приём в орган власти, сформировать и направить запрос на получение услуги в электронной форме, а также получить исчерпывающие сведения о ходе ее предоставления, оплатить пошлину онлайн и прочее.
Стоит обратить особое внимание на действие «Сформировать запрос». Оно реализовано лишь для 1% приоритетных услуг. Для реализации этого действия необходимо не только предоставить заявителю возможность сформировать и направить электронное заявление в ведомство, но и сделать этот процесс комфортным. При работе с электронной формой заявитель должен быть оповещён о характере ошибок, допущенных при оформлении запроса, и способе их устранения, иметь возможность сохранить черновик, напечатать электронную форму запроса и пр.
Возможность получить региональные услуги через мобильные приложения субъектов РФ оценивалась в отношении 54 услуг, предоставляемых в 28 субъектах. Сформировать электронное заявление и направить его в ведомство удалось только в 32 случаях. Это свидетельствует о необходимости доработать значительное число региональных услуг, которые сами субъекты РФ считают доступными для получения через мобильные приложения, сказано в исследовании.

В ходе мониторинга неприоритетных услуг проанализированы 265 услуг, предложенных на рассмотрение 76 субъектами РФ. Заявления на предоставление услуг удалось подать в ведомства в 92% случаев, однако только 63% направленных заявлений было обработано органами власти.
Как показал анализ, наиболее востребованными неприоритетными электронными услугами являются:
- выдача градостроительного плана земельного участка (доступна в 30 субъектах РФ);
- информирование о положении на рынке труда (доступно в 26 субъектах РФ).

О каком качестве услуги может идти речь?!
Выбираю услугу Минздрава России «Вызов врача на дом» https://www.gosuslugi.ru/10067/1/form. Поле «Номер полиса ОМС» не заполняется автоматически, хотя в профиле оно есть. Заполняю вручную.
Указываю причину вызова врача на дом.
И в итоге: «Скорее всего, вы еще не прикреплены к медицинской организации в выбранном вами регионе. Пожалуйста, проверьте корректность введенных выше данных. Если все правильно — пройдите процедуру прикрепления к медицинской организации, чтобы воспользоваться данной услугой.»
Конечно же я не прикреплен!
Перехожу по ссылке https://www.gosuslugi.ru/10066?nobind=true, чтобы пройти «процедуру прикрепления к медицинской организации». И на этой страничке черным-по-белому указано, что «Прикрепление уже есть» и стоит галка.
ОК, давайте попробуем обжаловать эту глупость.
Переходим на https://do.gosuslugi.ru.
Первое же поле «Укажите услугу. Заполните информацию об услуге, при получении которой у вас возникли сложности.» предлагает выбрать услугу, на которую я планирую пожаловаться. Ввожу «Вызов врача на дом». И что в итоге: «Совпадений не найдено». Ввожу «Запись на прием к врачу». Тот же результат.
Выбрать в качестве ведомства Минздрав России невозможно.
Обжалование закончилось, не начавшись.
В итоге невозможно воспользоваться ни вызвать врача, ни сообщить об этой ошибке, ни обжаловать эту глупость.