Президент РФ подписал поручения об общественных инициативах, «цифровом решении» для слепых и беспилотных кораблях

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам пленарного заседания форума автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), состоявшегося 13 ноября 2020 года.

Правительству РФ совместно с АСИ и государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» поручено, в частности, создать комплексный механизм реализации общественно значимых инициатив граждан и проектов, разработанных на основе таких инициатив, и обеспечить функционирование данного механизма, предусмотрев при этом рассмотрение результатов реализации таких инициатив и проектов на заседаниях наблюдательного совета АСИ. Доклад об исполнении поручения необходимо представить до 1 марта 2021 года.

О предыдущих попытках пробуждения инициативы граждан

Отметим, что в настоящее время уже существует механизм голосования за общественные инициативы – это проект «Российская общественная инициатива» (РОИ), запущенный в 2013 году. Интернет-ресурс РОИ использует единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), входящую в инфраструктуру электронного правительства для однозначной идентификации участников голосования, чтобы избежать ситуаций, при которых один и тот же человек может многократно голосовать за или против какой-либо инициативы. В 2017 году президент подписал указ, где было сказано обеспечить регулярный мониторинг рассмотрения обращений граждан и организаций.

Также задействовать коллективный разум граждан имел целью сайт regulation.gov.ru, предназначенный для общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов.

РОИ дискредитировала экспертная рабочая группа федерального уровня, возглавлявшаяся федеральным экс-министром Михаилом Абызовым. По регламенту на рассмотрение рабочей группы поступали общественные инициативы, набравшие сто и более тысяч голосов в поддержку. Нормативные сроки рассмотрения таких инициатив систематически нарушались, а состоявшиеся обсуждения инициатив оказывались фарсом. Рабочая группа воспрепятствовала веб-трансляциям своих заседаний, известно D-Russia.ru.

Проект regulation.gov.ru выполняет скорее роль информатора, а не сервиса для коллективных обсуждений – сайт ценен исключительно тем, что заранее публикует проекты постановлений правительства и ведомственных приказов.

Согласно поручению президента, правительству и АСИ необходимо до 1 марта 2021 года рассмотреть вопросы о развитии (в целях поддержки проектов молодых предпринимателей) интернет-платформы «Конструкториум», в том числе в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и представить президенту соответствующий доклад.

«Конструкториум»

АСИ сообщило о запуске цифровой платформы по развитию молодежного предпринимательства «Конструкториум» в ноябре. Сервис будет работать в связке с частным венчурным фондом «Молодежная предпринимательская инициатива», инвестором которого выступил председатель «Деловой России» и группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик. Объём фонда – один миллиард рублей, объем инвестиций в один поддерживаемый проект может составить до 50 миллионов рублей, по словам представителей АСИ.

Фонд «Молодёжная предпринимательская инициатива» будет поддерживать проекты бизнесменов в возрасте от 14 до 24 лет, при этом помощь можно будет получить только через отбор на «Конструкториуме».

На платформе, как предполагается, появится образовательный блок и навигатор по мерам поддержки, который поможет молодёжи с поиском и формированием проектных команд, подбором наставников и с защитой авторских прав. Это должно упростить создание бизнеса для молодых стартаперов. АСИ при помощи «Росмолодёжи» по данным на ноябрь сформировало 100 команд, которые в пилотном режиме запускаются на платформу.

АСИ совместно с администрацией президента РФ поручено до 10 февраля 2021 года обеспечить проведение мероприятий по информированию заинтересованных граждан и организаций, в том числе образовательных и медицинских организаций, о проекте «Цифровое решение распознавания азбуки Брайля». Также поручено рассмотреть вопрос о финансовой поддержке проекта и представить доклад до 1 марта 2021 года.

О проекте

Проект на заседании АСИ в ноябре представил разработчик, отец восьмерых детей, в том числе слепой девочки. «Когда я столкнулся с обучением своей слепой дочки в школе, я понял, насколько это сложная задача. Это учебник русского языка для третьего класса… это страницы, испещрённые маленькими белыми выступами на белом фоне. По такому учебнику учителя готовятся к урокам, проводят уроки. Примерно так же выглядят ученические работы, которые учителя вынуждены проверять. Примерно так же приходится по этому учебнику родителям готовить уроки ребёнку. И так же приходится с письменными работами иметь дело и с художественной литературой. Даже если знаешь азбуку Брайля, читать эти крошечные пупырышки на белом фоне – адовая работа.

Для того чтобы решить эту проблему, я разработал компьютерный проект, сервис, называется angelina-reader.ru, который позволяет просто сделать фото этой страницы на мобильном телефоне и тут же получить её расшифровку обычным, привычным плоским письмом. …Недавно благодаря поддержке Агентства стратегических инициатив я получил грант от компании «Яндекс», для того чтобы развернуть эту систему на мощностях «Яндекса» на промышленной основе, и денежную помощь от компании «Мегафон», которая позволит привлечь на коммерческой основе некоторых специалистов, чтобы сделать этот сервис лучше.

Эта разработка является уникальной не только в России, но и в мире. Дело в том, что в силу особенностей шрифта Брайля его сложнее распознавать, чем обычный, привычный нам текст, и те технические средства распознавания Брайля, которые существуют, – это специализированные устройства, которые в быту применять в повседневной жизни невозможно. …

Преподаватели специализированных школ для слепых, преподаватели, которые работают в образовательных организациях в инклюзивной схеме. Это позволяет ученикам слепым работать в кружках. Например, в литературном кружке написать сочинение, и руководитель кружка может его проверить, не зная азбуки Брайля. …

Какая поддержка требуется этому проекту? Нужна информационная поддержка. Дело в том, что сейчас сервисом пользуется около 200 человек. В основном они все узнали о нём благодаря сарафанному радио. Мы представляли этот проект в школе, в частности в Сергиевом Посаде специализированная школа есть. Но наши возможности, естественно, ограничены. В России более 100 тысяч слепых, из них 10–20 тысяч – это учащиеся, для которых это особенно важно. …

Само решение бесплатное, приходите, пользуйтесь и решайте свои проблемы. И хочу ещё сказать, что решение реализовано на открытом коде. И, пользуясь случаем, хочу пригласить специалистов, программистов вносить вклад в развитие angelina-reader.ru».

Также несколько поручений президентом посвящены развитию автономного морского транспорта.

Правительству поручено до 1 февраля 2021 года обеспечить внесение в законодательство РФ изменений в части, касающейся регулирования правоотношений, возникающих при использовании безэкипажного (автономного) судовождения, проведения в период с 2021 по 2025 год эксперимента по опытной эксплуатации безэкипажных судов, плавающих под Государственным флагом РФ.

Правительству необходимо до 1 марта 2021 года подготовить при участии автономной некоммерческой организации поддержки развития высоких технологий в морской отрасли «Отраслевой центр МАРИНЕТ» и представить предложения по стимулированию производства средств безэкипажного судовождения и их использования на судах, ходящих под российским флагом, по развитию инфраструктуры морской подвижной спутниковой системы связи в целях её использования хозяйствующими субъектами, внедряющими средства безэкипажного (автономного) судовождения.

Минтрансу России, Минпромторгу России совместно с МИДом России при участии организации «Отраслевой центр МАРИНЕТ» обеспечить продвижение в Международной морской организации, иных международных организациях, в рамках двусторонних переговоров с иностранными государствами технологий безэкипажного (автономного) судовождения и внедрение стандартов правового регулирования, направленных на реализацию проектов безэкипажного (автономного) судовождения. Доклад об этом необходимо представить до 1 мая 2021 года, далее – ежегодно.

«ВЭБ.РФ» поручено до 1 апреля 2021 года подготовить при участии «Отраслевой центр МАРИНЕТ» и представить предложения по оказанию содействия в продвижении продукции, создаваемой в рамках реализации проекта безэкипажного (автономного) судовождения «БЭС-КФ», с использованием инфраструктуры и инструментов указанной государственной корпорации, в том числе в части, касающейся применения инструментов венчурного инвестирования.

Напомним, что в начале декабря правительство РФ постановило провести в период с 10 декабря 2020 года до 31 декабря 2025 года экспериментальную опытную эксплуатацию автономных судов под государственным флагом РФ – суда должны быть зарегистрированы капитанами морских портов в 11 регионах России.

О беспилотных технологиях на морском транспорте, из заседания АСИ

«Меня зовут Александр Пинский. С момента создания «Маринет» я координирую работу группы, являюсь руководителем отраслевого центра, а также автором и лидером проекта «БЭС-КФ», самого крупного и амбициозного в мире проекта по автономному судовождению.

Автономное судовождение – это автоматическое и дистанционное управление судами, которые не требуют постоянного управления со стороны экипажа на борту, почему иногда его ещё называют безэкипажным. Это не просто прорывная технология, а подрывная, disruptive, которая способна изменить саму модель отрасли. А учитывая, что морской транспорт обеспечивает почти 90% всех перевозок на земле и является даже не фактором, а условием существования глобальной экономики, это изменение затронет и всю мировую экономику и политику.

Поэтому за приоритет в том, кто сейчас напишет свои правила на этой новой странице в истории, идёт настоящая мировая гонка. Начиная с 2016 года Норвегия, Япония, Корея и другие страны запустили свои программы в этой сфере. Они поставили перед собой цель начать эксплуатацию автономных судов с 2025 года. Ключевые пробелы, которые мы сейчас видим в зарубежных проектах, – это сосредоточенность на технологиях, а не на потребителях, и отсутствие нормативной базы. Своим проектом мы восполняем эти пробелы.

Стратегическая цель нашего проекта – обеспечить широкое, массовое применение автономных судов потребителями. Моя конкретная цель – чтобы с 2021 года любая судоходная компания могла оснастить своё любое судно под флагом России системами автономного судовождения и легально использовать его в своей деятельности».

«[Лучше] приоритетно заняться созданием системы стимулов для судоходных компаний – вот это самое главное. Когда все поймут, что это выгодно, что это интересно с экономической точки зрения, к вам, безусловно, потянутся. Важно также и создавать инфраструктуру космической связи, здесь я с Вами тоже согласен. Ну и помочь, конечно, нужно выйти на мировые рынки», – сказал по этому поводу президент.