В пятницу стало известно, что правительство утвердило разработанную МЧС России концепцию построения и развития комплекса «Безопасный город».
По замыслу авторов концепции, целью реализации программы является повышение уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. Происходить это должно за счёт улучшения координации деятельности сил и ответственных служб.
Концепция «Безопасный город» предусматривает снижение количества преступлений, снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, информационную безопасность и др.
В перечень основных результатов реализации концепции, помимо возможностей моделирования различных сценариев возникновения потенциальных угроз и принятия мер по устранению таких угроз и пр., входит и такой, далекий от безопасности пункт, как «улучшение имиджа органов исполнительной власти».
Концепцию предполагается реализовывать на всех уровнях управления – федеральном, региональном и муниципальном.
На федеральном уровне главным координатором по вопросам внедрения и развития комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации, а также главным распорядителем бюджетных средств является МЧС. В исполнении мероприятий принимают участие 22 ведомства, в том числе ФСБ, Минэкономразвития, Минфин, Минкомсвязь, МВД, ФСО, Минздрав, Минобрнауки и т.п.
Напомним, что в России уже внедряются системы экстренного реагирования 112, реагирования при автоавариях «ЭРА ГЛОНАСС», системы городского фото- и видеонаблюдения и другие госпрограммы безопасности. Все они, согласно концепции, должны быть интегрированы и использованы максимально эффективно. «Безопасный город» призван объединить существующие системы обеспечения безопасности.
Инструментом финансирования мероприятий по построению и развитию комплекса»Безопасный город» является федеральная целевая программа.
Отсутствие целостной картины и взаимодействия дискредитирует имеющиеся системы безопасности, говорил ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Российской Федерацией и ее субъектами вкладываются очень серьезные ресурсы в создание различных информационных систем безопасности. Их много этих систем, как грибов в лесу, но целостной картины мы не видим. Отсутствие взаимодействия всех этих систем, по сути дела, дискредитирует весь этот проект. И не решает проблему предотвращения угроз природного и техногенного характера».
Согласно распоряжению правительства России, отныне органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется руководствоваться положениями концепции при решении задач в сфере обеспечения безопасности.
[box]Система экстренного реагирования 112. Справка
В России номер 112 является единым номером вызова служб экстренного реагирования: пожарной охраны; реагирования в чрезвычайных ситуациях; полиции; скорой медицинской помощи; аварийной службы газовой сети; службы «Антитеррор». Номер 112 доступен бесплатно, его можно набрать без денег на счету и даже без SIM-карты в телефоне.
Основными целями создания системы-112 в Российской Федерации являются организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»; ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах; гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб в Российской Федерации с законодательством Европейского союза.
Система-112 предполагает получение от оператора связи сведений о местонахождении обратившегося лица, обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу; автоматическое восстановление соединения в случае внезапного его прерывания ; ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на иностранных языках.
Летом глава МЧС России Владимир Пучков заявлял, что к концу года система-112 заработает во всех городах России с численностью населения более 100 тысяч жителей.
Ранее сообщалось, что финансирование системы-112 будет существенно сокращено в последующие годы, почти на 40%, до 24,6 миллиарда рублей.[/box]
Цели и направления «Безопасного города»
Основными задачами «Безопасного города», как сказано в концепции, являются прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз для безопасности населения. «Безопасный город» призван обеспечить информационное взаимодействие уже эксплуатируемых технических систем и органов власти, в чьем ведении эти системы находятся.
Концепция «Безопасного города» классифицирует угрозы безопасности следующим образом: природные, техногенные, биолого-социальные, экологические, информационные и другие. Затрагиваются также разные виды «среды обитания населения» — жилые, общественные и административные здания, объекты промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства, водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.
Перечислены в концепции и угрозы информационной безопасности. Ими считаются:
- нарушение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;
- перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и информирования населения;
- несанкционированный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;
- несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами;
- оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
- неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;
- провоцирование социальной, межнациональной и религиозной напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных) средств массовой информации;
- распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением в компьютерные системы и сети.
В концепцию не включены угрозы инфраструктуре Рунета. Между тем, как писал D-Russia.ru ранее, летние киберучения 2014 года подтвердили недостаточную устойчивость Рунета при недружественных «целенаправленных действиях».
Разработчики документа не конкретизируют классификацию видов угроз информационной безопасности, не описывают основание классификации. Например, «несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами» и«нарушения информационного обеспечения деятельности органов государственной власти» могут трактоваться как пересекающиеся виды угроз. Слишком размытой выглядит и формулировка «неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией».
[box]«ЭРА-ГЛОНАСС». Справка
Ввод системы экстренного реагирования при авариях на транспорте «ЭРА-ГЛОНАСС» в эксплуатацию был запланирован на 2014 год. «ЭРА-ГЛОНАСС» автоматически оповещает экстренные службы о ДТП, указывает место и время аварии.
По недавней информации, на сегодняшний день система не функционирует в тех объемах, в которых призвана работать.
По замыслу, оснащение транспортных средств телекоммуникационными терминалами позволит не только повысить безопасность на дорогах, но и в несколько раз увеличить проникновение телематических сервисов в транспортной отрасли. Кроме того, использование системы автоматической фиксации ДТП «ЭРА ГЛОНАСС» сократит количество документов, которые оформляются после аварии.
В 2016 году автомобилистам нужно будет устанавливать в машинах систему «ЭРА-ГЛОНАСС», если они хотят получать повышенные компенсации по Европротоколу. В настоящее время требования к «ЭРА-ГЛОНАСС» не разработаны.
Кроме того, на 2017 год перенесено обязательное оборудование новых автомобилей, как ввозимых, так и произведенных в Таможенном союзе.[/box]
Сроки и финансирование
Реализация программы «Безопасный город» предполагается в четыре этапа.
На первом этапе (декабрь 2014 г. — апрель 2015 г.) запланированы разработка требований к комплексу «Безопасный город»; разработка плана мероприятий, определение приоритетных направлений.
Второй этап реализации программы намечен на апрель 2015 г. — декабрь 2015 г. На этот период запланирована разработка общего регламента организации межсистемного и межведомственного взаимодействия, подготовка целевых программ в пилотных регионах; утверждение очередности построения и развития комплекса в субъектах.
Третий этап продлится с января 2016 г. по июнь 2016 г., в это время пройдет подготовка к тиражированию архитектуры комплекса «Безопасный город» в масштабах всей страны.
На четвертом этапе (июнь 2016 г. — декабрь 2020 г.) запланировано построение и развитие комплекса «Безопасный город» во всех субъектах Российской Федерации.
Критерии эффективности использования комплекса «Безопасный город», по которым предстоит оценить успех проекта, таковы:
- повышение оперативности служб экстренного реагирования;
- предупреждение техногенных аварий,
- обеспечение устойчивого функционирования органов управления, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, важных и особо важных объектов,
- снижение количества чрезвычайных ситуаций, пожаров, правонарушений, гибели и травматизма людей, снижение количества правонарушений на 100 тысяч жителей
- снижение доли иностранных граждан, находящихся в городе с нарушением порядка пребывания, установленного законодательством Российской Федерации,
- минимизация ущерба от чрезвычайных ситуаций (оценка в рублях на площадь зоны чрезвычайных ситуаций, кв. метров);
- повышение собираемости налоговых и иных платежей за счет повышения качества контроля над внутренними и внешними потоками миграции населения и пр.
Финансирование «Безопасного города» будет обеспечено за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Как указано в концепции, возможно привлечение средств организаций, работающих в области медицинского обеспечения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, содержания и ремонта дорог, предоставления услуг фото- и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения и др.
Частные инвестиции будут направлены на построение и развитие коммерческих сервисов, использующих инфраструктуру «Безопасного города».
Напомним, что в ряде российских регионов системы фото- и видеофиксации устанавливаются за счет частных денег. Например, в конце октября стало известно, что власти Подмосковья готовят рекордный в истории России контракт на закупку 857 камер фото/видеофиксации. Сумма контракта составляет 6,65 миллиарда рублей. Победитель конкурса за свой счет поставит и смонтирует камеры, а затем десять лет будет их обслуживать. Взамен поставщик будет получать бОльшую часть выписанных штрафов – в среднем около 5,3 миллиарда рублей ежегодно.
Москва в ближайшие годы готова потратить более 18 миллиардов рублей на системы видеонаблюдения. За 2013 год в столице на основе материалов фото- и видеофиксации выставлены штрафы на общую сумму 1,3 миллиарда рублей. В тестовом режиме в 2014 году доступ к «Единому центру хранения и обработки данных» имеют компании автострахования, волонтерские движения и охранные предприятия, писал ранее D-Russia.ru.
Полный текст концепции «Безопасный город» смотрите здесь >>>