Правительство намерено создать в России «национальную систему управления данными» на базе Росстата

Правительство поручило Минэкономразвития, Минфину, Минкомсвязи представить до 26 апреля 2018 года согласованные предложения по построению национальной системы управления данными на базе Росстата с учётом мероприятий, предусмотренных программой «Цифровая экономика Российской Федерации». Соответствующее поручение дано по итогам российского инвестиционного форума «Сочи-2018» и опубликовано на сайте правительства в понедельник 5 марта.

Глава правительства Дмитрий Медведев, выступая в феврале на форуме в Сочи, заявил, что отчётность — это ещё одна проблема для предпринимателей, цифровизация поможет сократить её, а где-то и вовсе от неё отказаться. Медведев привел как пример отказа от бумажной отчётности установку онлайн-касс.

По словам премьера, страна на пороге существенного сокращения, а кое-где даже отмены налоговой отчётности для «определённых групп» малых и средних компаний. Данные о хозяйственных операциях могут быть переданы в госорганы напрямую. Это следует обеспечить вместо того, чтобы заставлять компании оформлять отчёты, которые по сути дублируют друг друга, отличаясь лишь формой и сроками подачи в разные ведомства. При этом, считает Медведев, информация из этих отчётов госорганами зачастую и не используется.

«В самой системе сбора данных мы должны не просто избавиться от дублирования, постепенно от сбора отчётности переходить к доступу к первичной информации, как мы это сейчас делаем, скажем, внедряя систему контрольно-кассовой техники. Мы должны начать построение национальной системы управления данными на базе Росстата», — сказал премьер-министр.

Росстат о системе

О создании в стране федеральной системы управления данными рассказал в конце февраля глава Росстата Александр Суринов на годовой коллегии ведомства.

По его словам, программа «Цифровая экономика» определяет переход официальной статистики на модернизированную технологическую основу через создание федеральной системы управления данными. Ядром этой системы должна стать цифровая аналитическая платформа. Цель создания платформы – максимально снизить отчётную нагрузку на респондентов, сделать процесс сбора данных «незаметным» и необременительным для бизнеса и населения.

Сегодня сбор данных от респондентов осуществляется в рамках огромного количества нормативно-правовых актов, которые издаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Как элемент информационной инфраструктуры цифровой экономики аналитическая платформа должна:

  • обеспечить однократность предоставления данных в органы государственной власти всех уровней и местного самоуправления, в том числе в онлайн-режиме;
  • создать возможность формирования и использования аналитических показателей для целей госуправления в соответствии с меняющимися информационными потребностями;
  • обеспечить возможность предоставления в электронной форме пользователям официальной статистики и респондентам нормативно-справочной информации (НСИ) и иных сведений, необходимых для участия в статистическом наблюдении;
  • интегрировать бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчётность;
  • позволить использовать для управления бизнес-процессами оперативные данные различной природы, в том числе данные переписей и статистических обследований, административные и альтернативные источники информации.

Интеграцию будущей технологической платформы с другими информационными ресурсами органов власти и местного самоуправления и ввод её в промышленную эксплуатацию планируется завершить к декабрю 2020 года.

Информационно-вычислительная сеть (ИВС) Росстата, сказал глава ведомства, ссылаясь на независимые оценки, является одной из пяти крупнейших информационных сетей Российской Федерации. Ежегодно в ИВС Росстата на федеральном уровне обрабатывается более 20 миллиардов показателей, ведется почти 1,5 тысячи операционных баз [данных] по различным направлениям статистики.

В Росстате видят задачу использовать при создании аналитической платформы наиболее эффективные компоненты действующей ИВС Росстата и Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), объединяющей официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета.

В рамках аналитической платформы предполагается сформировать единый перечень объектов для организации статистических наблюдений.

Аналитическая платформа должна предоставить всем респондентам универсальный веб-интерфейс для передачи отчётности на основе данных первичного учета. Для удобства будут созданы личные кабинеты, в которых планируется накапливать и обновлять всю необходимую для респондента информацию: перечни форм отчётности участника статистических наблюдений, инструкции по их заполнению, классификаторы, справочники и др.

Принцип «одного окна» для представления отчётности в органы власти представляется возможным реализовать на основе действующей в ИВС Росстата Единой системы сбора отчетности. Здесь важно использовать возможности Единого портала государственных услуг, отметил глава Росстата.