Правила выделения субсидий на развитие «сквозных технологий» подверглись существенным изменениям – постановление

292

Председатель правительства РФ подписал постановление от 28.07.2021 № 1271, вносящее изменения в «правила предоставления субсидии в рамках поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий»; документ опубликован на официальном портале правовой информации в понедельник.

Изменения вносятся в постановление правительства от 3 мая 2019 г. № 555, которым были утверждены соответствующие правила. Напомним, в июле 2020 документ уже подвергался правке. В частности, был добавлен подпункт, устанавливающий, что субсидия предоставляется в том числе «на поддержку проектов, направленных на обеспечение социального дистанцирования, на повышение эффективности удалённой работы, учёбы и досуга, на повышение доступности онлайн-занятости, на создание и развитие рекомендательных, коммуникационных сервисов, а также сервисов и платформ для оказания услуг онлайн, а также на развитие систем диагностики, мониторинга состояния здоровья, повышение доступности медицинской помощи путем развития телемедицины». Теперь этот подпункт признаётся недействительным.

Изменяется и название постановления № 555 (и, соответственно, название правил предоставления субсидии) – из него удаляется понятие «сквозных» технологий. Наименование предписано изложить в следующей редакции: «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий на обеспечение первого масштабного внедрения российских решений в сфере информационных технологий». Ранее постановление указывало, что субсидию предоставляет Минцифры оператору по организационно-методическому и информационно-аналитическому сопровождению реализации приоритетных проектов по результатам отбора; теперь субсидия предоставляется конкретно фонду «Сколково».

Под российскими решениями в сфере информационных технологий понимаются «отечественные продукты, сервисы и платформенные решения, созданные на базе цифровых технологий и направленные в том числе на импортозамещение иностранного программного обеспечения и (или) программно-аппаратных комплексов».

Субсидия является источником финансового обеспечения расходов оператора на поддержку пилотных проектов, включающих:

  • предоставление оператором поддержки в форме грантов за счёт субсидии, в том числе на возмещение затрат получателю гранта, а также предоставление оператором поддержки в форме грантов получателям грантов, признанным победителями конкурсного отбора, проведённого в соответствии с настоящими правилами, в редакции, действовавшей на дату утверждения списка организаций, признанных победителями соответствующего конкурсного отбора;
  • обеспечение деятельности оператора по организационно-методологическому и информационно-технологическому сопровождению реализации пилотных проектов, в том числе проектов, поддержанных в соответствии с настоящими правилами, в редакции, действовавшей на дату заключения соответствующих соглашений о предоставлении грантов, включая поиск, экспертизу, отбор, сопровождение (мониторинг) реализации пилотных проектов, информационно-аналитическую поддержку тиражирования пилотных проектов и мониторинг их тиражирования (далее – обеспечение деятельности оператора).

Общий размер расходов на обеспечение деятельности оператора не может превышать 5% размера субсидии.

Результатом предоставления субсидии является количество поддержанных в текущем финансовом году пилотных проектов.

Требования к получателям грантов

Для финансовой поддержки пилотных проектов оператор предоставляет гранты организациям, признанным победителями конкурсного отбора в соответствии с правилами конкурсного отбора, с учётом следующих требований:

а) получателем гранта является заказчик пилотного проекта – организация, осуществляющая внедрение российского решения для преобразования технологических или бизнес-процессов в своей деятельности и деятельности своих аффилированных лиц или использующая российское решение для предоставления цифровых сервисов или совершенствования собственного продукта;

б) пилотный проект предусматривает первое промышленное или коммерческое внедрение российского решения и может включать мероприятия, направленные на повышение уровня готовности технологии, а также на адаптацию российского решения к отраслевым и другим условиям внедрения;

в) правовые, организационные и технологические условия реализации пилотного проекта обеспечивают возможность тиражирования российского решения для других заказчиков;

г) разработчик российского решения – российское юридическое лицо, обладающее исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, являющиеся российскими решениями или использованные (в оригинале «выраженные» – ред.) в российском решении, подтверждает участие в реализации пилотного проекта;

д) объём финансирования пилотного проекта получателем гранта и разработчиком российского решения из внебюджетных источников составляет не менее 50% сметы расходов пилотного проекта и сметы каждого этапа пилотного проекта;

е) пилотный проект направлен на повышение экономической эффективности технологических или бизнес-процессов заказчика и (или) его аффилированных лиц, или на развитие цифровых сервисов, предоставляемых заказчиком и (или) его аффилированными лицами, или на совершенствование собственного продукта заказчика и (или) его аффилированных лиц;

ж) пилотный проект соответствует одному или нескольким приоритетным направлениям государственной поддержки проектов по разработке и внедрению российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённым президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;

з) реализация пилотного проекта осуществляется не менее чем в два этапа, кроме случаев, когда общая длительность пилотного проекта составляет не более 12 месяцев и размер гранта не превышает 50 миллионов рублей. Длительность каждого этапа составляет не менее трёх и не более 12 месяцев. Этапы пилотного проекта реализовываются последовательно, без пересечений и перерывов между этапами (каждый следующий этап должен начинаться на следующий календарный день после окончания предыдущего этапа). Каждый этап характеризуется совокупностью работ и мероприятий, расходы на выполнение которых включены в смету реализации пилотного проекта по этапу. План мероприятий для этапов длительностью свыше девяти месяцев должен содержать промежуточные результаты реализации мероприятий (контрольные точки), отчётность по которым представляется в форме промежуточного отчёта по этапу;

и) российское решение, внедрение которого осуществляется в рамках реализации пилотного проекта, включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) единый реестр российской радиоэлектронной продукции, либо участником конкурсного отбора (получатель гранта) представлено обязательство включить решение в указанные реестры в срок не позднее окончания последнего этапа пилотного проекта;

к) российское решение, внедрение которого осуществляется в рамках реализации пилотного проекта, должно иметь уровень готовности технологии не ниже 5-го уровня готовности технологии, определяемого в соответствии с абзацами шестнадцатым – двадцать пятым пункта 2 Правил оценки эффективности, особенности определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемые при проведении такой оценки критерии, утверждённых постановлением правительства РФ от 22 декабря 2020 г. № 2204 «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путём венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации»;

л) дата начала реализации пилотного проекта – не ранее начала финансового года, в котором принято решение о признании участника конкурсного отбора победителем конкурсного отбора, и не позднее шести месяцев с даты подачи заявки на участие в конкурсном отборе;

м) дата окончания реализации пилотного проекта – не ранее шести месяцев с даты подачи заявки и не позднее 30 месяцев с даты начала его реализации;

н) результатом предоставления гранта является достижение каждого из следующих результатов: ввод решения в промышленную эксплуатацию; достижение плановых значений показателей реализации пилотного проекта.

Напомним, операторами мер поддержки сквозных цифровых технологий изначально являлись Минпромторг России, Фонд содействия инновациям, АО «РВК», Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) и фонд «Сколково».

Конкурсные отборы проводились по семи сквозным цифровым технологиям: искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальности, новые производственные технологии, технологии беспроводной связи, системы распределенного реестра, компоненты робототехники и сенсорика, квантовые технологии.

Фонд «Сколково» отвечал за ту часть программы, которая связана с оценкой и реализацией пилотных проектов внедрения новых технологий в области цифровой трансформации промышленных предприятий.

31 декабря 2019 года фонд отчитался о первых победителях конкурса проектов по сквозным цифровым технологиям.

В декабре 2020 правительство внесло изменения в постановление от 5 декабря 2019 г. № 1598. Изначально оно утверждало «Правила предоставления из федерального бюджета субсидий в рамках поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, с применением льготного кредитования». Новым постановлением название было изменено на «Правила предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий». В мае 2021 правила в новой редакции вновь подверглись изменениям, которые касались в основном банков.

Также в декабре 2020 Минцифры сообщало, что утверждена новая редакция паспорта федпроекта «Цифровые технологии». Из новой редакции был исключен ряд мероприятий, в частности, субсидии на сквозные технологии для компаний-лидеров и лидирующим исследовательским центрам, а также разработка и утверждение дорожных карт по направлениям развития сквозных цифровых технологий.

Как писал D-Russia.ru, в январе 2021 Минцифры предложило отменить постановления правительства № 549 о субсидиях на сквозные технологии компаниям-лидерам и № 551 о субсидиях лидирующим исследовательским центрам, т.к. бюджетные ассигнования на предоставление субсидий министерству в проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов не предусмотрены.

См. также: Правительство отменило субсидии для помощи экспорту российских ИБ-решений >>> 

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: