Понятие НСУД вводится в 149-ФЗ – законопроект Минэкономразвития

Минэкономразвития разработало проект федерального закона, вносящего изменения в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (№ 149-ФЗ) – для регулирования формирования и использования национальной системы управления данными» (НСУД).

Как говорится в пояснительной записке, нормы законопроекта «в большей степени являются результатом консолидации существующего регулирования в сфере управления информацией». НСУД формируется путём включения подтвердивших свою эффективность стандартов и механизмов государственного управления данными в структуру федерального закона № 149-ФЗ.

В разработке законопроекта участвовало Минцифры.

Напомним, в 2019 году Минэкономразвития, а также Минфин, уже публиковали для общественного обсуждения законопроекты о НСУД.

В процессе подготовки нового проекта закона учтены изданные подзаконные акты, а также полученные ранее замечания и предложения от федеральных органов исполнительной власти, Банка России, представителей бизнеса и научного сообщества, рекомендации экспертов, сообщает Минэкономразвития.

См. также: Эксперимент по использованию НСУД продлён ещё на год – до конца 2022 года >>> 

Под НСУД законопроект подразумевает совокупность связанных компонентов, обеспечивающих эффективное управление данными НСУД. К компонентам НСУД отнесены методологические, правовые, организационно-управленческие и информационно-технологические (федеральные государственные информационные системы (ФГИС), такие как ЕИП НСУД, СМЭВ, ФРГУ, включены в состав информационно-технологических компонентов).

Информационно-технологические компоненты НСУД.

Изменения внесены также в определения основных понятий, определяемых в законе об информации.

Законопроект предусматривает управление данными НСУД на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и распространяет действие на деятельность органов и организаций публичного сектора.

К органам и организациям публичного сектора отнесены органы публичной власти, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации и публично-правовые компании, определённые казённые учреждения и иные организации, привлеченные Российской Федерацией к управлению данными.

Под регулирование попадают те информационные системы публичного сектора, которые созданы для выполнения государственных, муниципальных функций (реализации полномочий, предоставления услуг) и финансируются за счёт бюджетных средств.

См. также: Заключён контракт на развитие НСУД на 390 млн руб >>> 

Под данными НСУД понимается информация, которая попадает в информационные системы публичного сектора. Эта информация может принадлежать физическим, юридическим лицам, также это могут быть государственные и муниципальные данные.

Одной из основных целей формирования НСУД является установление порядка доступа к данным НСУД.

Проектом закона определены категории доступа, в терминологии проекта это «открытый» и «закрытый» доступ.

Категории доступа к данным НСУД установлены с учётом требований законодательства в части ограничения доступа к отдельным видам конфиденциальных данных. Для каждого пользователя устанавливается определённый уровень доступа в зависимости от права на получение данных.

Категории доступа к данным НСУД.

Проект предусматривает возможность предоставления органами и организациями публичного сектора определённых данных НСУД за плату. Правила и порядок предоставления данных за плату определяются подзаконными актами.

Комментарий эксперта

«В законопроекте предусмотрено регулирование возмездного доступа к данным. …Данные, которые есть у государства, востребованы бизнесом как для развития новых сервисов и услуг, так и для привлечения инвестиций, - рассказал D-Russia.ru советник главы директора «Гостех» Сергей Сергиенко. – Государство заинтересовано в подобном обмене, поскольку это стимулирует развитие экономики, новых технологий и в конечном счёте выгодно всем участникам оборота данных: гражданам, бизнесу, государству. Важно, чтобы подобные обмены данных контролировались, а сами данные были бы обезличены, чтобы права граждан на защиту их персональных данных соблюдались в полной мере соответствии с законодательством».

Пользователями данных НСУД могут являться физические лица, коммерческий сектор, некоммерческий негосударственный сектор, а также органы и организации публичного сектора.

Проектом закона закреплена обязанность операторов информационных систем публичного сектора представлять информацию пользователям НСУД, а также введён механизм защиты прав пользователей на получение информации из НСУД.

Обязанности операторов НСУД.

Законопроектом очерчен круг мероприятий, выполняемых операторами информационных систем публичного сектора в целях обеспечения качества данных НСУД.

Для «гармонизации и систематизации» данных проектом закреплены правила определения и применения эталонных данных НСУД. Соответствующие порядки устанавливаются правительством РФ.

Эталонные данные НСУД.

Как отмечается в пояснительной записке, регулирование, предусмотренное законопроектом, направлено на достижение следующих социально-экономических эффектов.

  • Создание механизма представления данных (объединенных данных) из разных информационных систем публичного сектора даст возможность использовать данные НСУД (наборы данных) научным, исследовательским учреждениям, разработчикам искусственного интеллекта, бизнесу, учреждениям социальной среды, институтам государственного управления.
  • Обеспечение достоверности и актуальности данных НСУД будет способствовать повышению качества и оперативности принятия решений в сфере публичного управления.
  • Оптимизация и стандартизация процессов предоставления, доступность данных НСУД в онлайн-режиме будет способствовать реализации принципов оказания государственных и муниципальных услуг, ориентированных на максимальное удобство для граждан и организаций, проактивного предоставления госуслуг, экстерриториальности и многоканальности их предоставления.