Почти 20 млрд руб выделяет транспортная отрасль на импортозамещение ПО – вице-премьер

Транспортная отрасль направляет почти 20 миллиардов рублей на создание и замену импортного программного обеспечения, сообщил заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко во время пленарной дискуссии «Транспорт России. Стратегия роста в новых условиях» XVI Международного форума и выставки «Транспорт России», говорится на сайте правительства.

На сегодняшний день транспортную отрасль представляют четыре индустриальных центра компетенций (ИЦК) для замещения зарубежных «отраслевых цифровых продуктов», задача по созданию которых поставлена председателем правительства, сказал вице-премьер.

В общей сложности подготовлено 19 проектов по импортозамещению иностранного ПО. Большинство из них будут финансироваться за счёт компаний, часть получат грантовую поддержку.

См. также: Председателю правительства доложили о результатах импортозамещения промышленного ПО >>> 

Чернышенко напомнил, что к концу октября все российские авиакомпании перешли на отечественные системы бронирования – «Леонардо» и ТАИС. Также в отрасли много проектов в высокой степени функциональной готовности замещать иностранное ПО. Их горизонт выхода – 2023–2024 годы, сказал он.

Запуск позволит выполнить поручение президента о том, что все объекты критической инфраструктуры, к которым относятся почти все транспортные объекты, должны быть обеспечены российским ПО.

См. также: Правительство ввело обновлённые требования к отечественной системе бронирования авиабилетов >>> 

Вице-премьер отдельно отметил ОАО «РЖД», на базе которого уже создан национальный центр компетенций по импортозамещению зарубежных ERP-систем.

Дмитрий Чернышенко добавил, что транспортная отрасль одна из самых продвинутых в части использования искусственного интеллекта: 18% компаний уже применяют ИИ в своей работе, около 38% планируют это сделать в ближайшее время.

Он обратил внимание, что расширяется количество цифровых сервисов для пассажиров и водителей. Среди таких проектов он назвал «Зелёный цифровой коридор пассажира» (приложение, обеспечивающее транспортную связанность регионов; апробируется в пилотном режиме в трёх регионах – Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Твери); проект «Свободный поток» (позволяет без остановок проезжать на платных дорогах через рамку с оборудованием фиксации проезда; с применением искусственного интеллекта, машинного зрения система обрабатывает информацию с транспондеров и верифицирует автомобильные номера); идентификацию путешественников по биометрическим данным.

См. также: Программа развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года — что предстоит сделать по части IT >>>

Также в рамках форума свои цифровые наработки представили ведущие отечественные транспортные компании. Так, международный аэропорт Шереметьево продемонстрировал собственную цифровую экосистему управления процессами.

Цифровая экосистема включает:

  • базу данных AODB «Синхрон»;
  • систему управления ресурсами RMS;
  • цифровой двойник – систему прогнозирования всех ключевых показателей на базе искусственного интеллекта.

Система обладает высоким уровнем безопасности: в 2022 году совершено 2,4 тысячи попыток взлома, все они были успешно отражены.

Разработку уже готовы приобрести 16 российских аэропортов, заявили в Шереметьево.

См. также: В приложении аэропорта Шереметьево появилась AR-навигация >>>

Глава Росморречфлота Захарий Джиоев рассказал о новой комплексной услуге, обеспечивающей безопасность судов в арктических морях и акватории Севморпути. В рамках проекта, в частности, созданы дроны, которые устанавливаются на айсберги и помогают отслеживать их перемещение.

См. также: Правительство утвердило направление цифровой трансформации транспортной отрасли >>>