«Почта России» выделила на создание почтовой платежной системы 400 млн руб, на развитие софта ГИС ЖКХ – миллиард

2901

«Почта России» разместила на портале госзакупок заказ на выполнение работ по развитию прикладного программного обеспечения государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и создание связанного платежного функционала («почтовой платежной системы»), а также оказание услуг по сопровождению их прикладного программного обеспечения. Общая цена контракта — 1 417 987 600 рублей. Из них на создание платежной системы выделено порядка 400 миллионов.

Согласно техническому заданию, перечень оказываемых услуг по контракту включает:

  • развитие прикладного программного обеспечения ГИС ЖКХ;
  • создание связанного с ГИС ЖКХ платежного функционала (платёжной системы);
  • разработка дополнительной функциональности ГИС ЖКХ и платёжного функционала и иных материалов по заявкам заказчика;
  • сопровождение прикладного программного обеспечения ГИС ЖКХ и платёжного функционала.

Работы должны завершиться к июлю 2018 года.

Почтовая платёжная система

«Платёжная система разрабатывается «Почтой России» для создания новых каналов по предоставлению платёжных услуг (банки, розничные сети, терминалы самообслуживания, мобильные каналы и т.п.)», — сообщил ТАСС представитель «Почты России». Платёжная система должна обеспечить предприятию возможность приема платежей (оплата штрафов и налогов, доставки посылок, плата за детские сады, секции, коммунальные услуги и пр.) «по универсальной технологии через все возможные каналы».

В техзадании указано, что платёжная система обеспечивает выполнение платёжных функций ГИС ЖКХ. К ней должны иметь возможность подключиться банки и банковские платёжные агенты (организации, принимающие платежи в адрес поставщиков услуг в рамках закона о национальной платежной системе). Для реализации платёжных функций должны быть разработаны подсистемы обмена данными с участниками системы, расчетным центром, Банком России, операционным центром и пр. Доступ к функциям системы должны иметь сотрудники «Почты России» во всех регионах. Среднее количество таких сотрудников в регионе по условиям ТЗ составляет 50 человек.

Приложение к ТЗ описывает правила почтовой платёжной системы. Её оператором является ООО «Почтовые финансы», а прямым участником может быть любой оператор по переводу денежных средств (ОПДС), имеющий собственный капитал не менее 2 миллиардов рублей и удовлетворяющий перечисленным в правилах критериям. Среди таковых наличие необходимых действующих лицензий на осуществление уставной деятельности; отсутствие просроченной задолженности по платежам в бюджет; отсутствие уголовных дел, возбужденных в отношении руководителей организации, связанных с совершением действий/бездействий руководителей в процессе управления организацией, и т.д.

Правила описывают порядок присоединения к системе, порядок обеспечения обязательств участников по переводу денежных средств, временной регламент функционирования платёжной системы, требования к защите информации и пр.

ГИС ЖКХ

Программные средства обеспечения функционирования прикладного программного обеспечения ГИС ЖКХ должны состоять из программ с открытым кодом. Но в случае, если указанное ограничение приводит к увеличению расходов или снижению быстродействия, надежности или уровня защиты информации, может быть использовано проприетарное ПО, говорится в ТЗ.

Количество зарегистрированных пользователей ПО оценивается в 10 миллионов человек; количество посетителей открытой части системы в сутки – 1,4 миллиона; среднее количество запросов в секунду – 1700.

Согласно документу, личный кабинет гражданина в ГИС ЖКХ должен быть доработан так, чтобы пользователь получил доступ к следующим сервисам:

  • приобретение услуг добровольного страхования жилья;
  • приобретение коммерческих услуг;
  • сохранение информации о банковских картах пользователей, осуществляющих внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием системы;
  • автоматическая оплата начислений за жилое помещение и коммунальные услуги.

Функциональность личного кабинета должна обеспечивать, в частности:

  • внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • расширение перечня информации, размещаемой в ГИС ЖКХ, доступной для просмотра гражданам;
  • фиксацию отсутствия информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги (вероятно, это связано с тем, что гражданина не будут штрафовать за просрочку коммунальных платежей, информации о которых нет в его личном кабинете ГИС ЖКХ).

В личном кабинете гражданина должна быть реализована возможность оценки лица, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом.

Личный кабинет гражданина должен иметь версию для слабовидящих.

Подсистема управления жилищно-коммунальным хозяйством должна обеспечивать:

  • формирование информации о тарифах, стандартах и нормативах на основании ранее размещенной информации;
  • реализацию дополнительных функциональных возможностей по ведению информации о приборах учета;
  • изменение порядка доступа к реестру объектов государственного учета жилищного фонда для единоличного собственника помещений в МКД, регионального оператора ТКО и ресурсоснабжающей организации;
  • размещение информации о сносе объекта государственного учёта жилищного фонда;
  • размещение информации о переводе жилого помещения в нежилое, переводе нежилого помещения в жилое;
  • ведение информации об объектах государственного учёта жилищного фонда в части реализации групповых операций;
  • размещение информации о перечне работ и услуг на основании ранее размещенной информации.

Мобильные приложения ГИС ЖКХ должны обеспечить гражданину:

  • доступ с использованием ПИН-кода;
  • расширение перечня информации, размещаемой в ГИС ЖКХ, доступной для просмотра гражданам с использованием мобильного приложения ГИС ЖКХ;
  • расширение возможностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • оценку организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом.

Для мобильных приложений приложении ГИС ЖКХ должны быть реализованы сервисы:

  • приобретение услуг добровольного страхования жилья;
  • приобретение коммерческих услуг;
  • сохранение информации о банковских картах пользователей, осуществляющих внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием системы.

На портале ГИС ЖКХ исполнитель должен ежедневно размещать новости, собирая их на «наиболее известных и популярных, а также авторитетных и официальных информационных ресурсов в сети Интернет».

В ТЗ также приводится структурная схема ГИС ЖКХ и перечисляются внешние АИС, с которыми ГИС взаимодействует.

«Почта России» выделила на создание почтовой платежной системы 400 млн руб, на развитие софта ГИС ЖКХ – миллиард
Структурная схема ГИС ЖКХ

В процессе функционирования ГИС ЖКХ взаимодействует с внешними автоматизированными информационными системами:

  • инфраструктурой электронного правительства (в части обеспечения работы в личных кабинетах Портала ГИС ЖКХ и получения информации о базовых государственных информационных ресурсах);
  • единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА);
  • информационной системой головного удостоверяющего центра – это ГИС, отвечающая за организацию проверки электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии (включая проверку квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи), а также проверки электронных подписей (включая проверку квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи), ключи проверки которых указаны в выданных аккредитованными удостоверяющими центрами квалифицированных сертификатах ключей проверки электронных подписей;
  • федеральными информационными системами (в части получения информации об адресах, субъектах и объектах ЖКХ):

– Федеральная информационная адресная система (ФИАС) – ГИС, предоставляющая данные из ведомственного классификатора федеральной налоговой службы России. Классификатор содержит адресные элементы и историю их изменения: регионы, районы, города, городские округа, населенные пункты, улицы, дома;

– единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) – федеральный информационный ресурс, содержащий общие систематизированные сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации;

– государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним – федеральный информационный ресурс, содержащий информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние, об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;

– базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и государственная информационная система миграционного учета – федеральный информационный ресурс, содержащий информацию о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан;

  • другими информационными системами:

– региональные и муниципальные системы ЖКХ (в части получения сведений о деятельности предприятий ЖКХ);

– информационные системы управления многоквартирными и жилыми домами;

– информационные системы банков, иных кредитных организаций, организаций федеральной почтовой связи, органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а также иные органы или организации, а также информационные системы через которые производится внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги (в части получения информации о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги);

– «Яндекс.Карты» (в части получения географических координат многоквартирных и жилых домов).

Взаимодействие с внешними федеральными государственными информационными системами, за исключением ЕСИА, а также автоматизированными информационными системами, работающими через СМЭВ, осуществляется на основе веб-сервисов с использованием СМЭВ. Подключение других ИС к ГИС ЖКХ осуществляется посредством использования «интеграционного модуля» ГИС ЖКХ через Интернет по протоколу HTTPS.

Программно-технические средства, обеспечивающие взаимодействие ППО ГИС ЖКХ с пользователями Системы, поддерживают текущие поддерживаемые производителем версии следующих браузеров:

Для настольных компьютеров (Desktop):

  • Google Chrome;
  • Mozilla Firefox;
  • Microsoft Internet Explorer;
  • Apple Safari.

Для мобильных платформ (устройств):

  • Google Chrome Mobile (Android);
  • Microsoft Internet Explorer Mobile или Edge Mobile (Windows Phone);
  • Apple Mobile Safari (iOS).

Отметим, что отечественные браузеры «Спутник» и «Яндекс.Браузер», версии которых разработаны как для настольных компьютеров, так и для мобильных устройств, «Почта России» не сочла нужным включить в список поддерживаемых ГИС ЖКХ.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. АФЕРА ВЕКА
    Многие годы работал в области АСУ («Автоматизированных систем управления»), но когда познакомился с ГИС ЖКХ, то как-то закрались сомнения и в условиях рыночной экономики то тут то там вылазит чисто коммерческий интерес. И прежде всего зачем-то после совещания у Путина всунули в этот проект «Почту России». Интерес почты понять можно, т.к. нужны отделения связи вплоть до каждой деревни, но это не вяжется с экономикой. Поэтому с помощью ГИС ЖКХ решили поддержать почту… Но хотели как лучше… Тут только что сняли с позором (сам себе выписал премию 70 млн рублей) убрали главу почты, но в ГИС ЖКХ увязли… и признать ошибку не могут, но и продолжать работу над системой это погружение в бесконечные миллиардные траты… Я бы остановил проект. Затем бы вернулся к корректировки ТЗ, затем выбрал бы экспериментальные регионы и обкатал систему на 3-4 регионах, а уж затем бы погружал в эту систему всю страну… Ведь в ЖКХ все-таки главное не ГИС или прибыль почты, а СОДЕРЖАНИЕ ГРОМАДНОЙ КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ !

Комментарии закрыты.