На сайте правительства опубликована концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют – оборот таких финансовых активов будет регулироваться государством с жёсткими обязательствами для всех участников профессионального рынка и акцентом на защиту прав рядовых инвесторов, сообщает government.ru.
Защита прав граждан, помимо разделения инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных, будет обеспечиваться лицензированием криптовалютных площадок, которые обязаны иметь финансовые подушки безопасности по ликвидности и достаточности капитала.
Как сказано в концепции, по экспертным оценкам, гражданами РФ открыто более 12 миллионов криптовалютных кошельков, объём средств в которых составляет порядка 2 триллионов рублей. Кроме того, по экспертным данным, РФ занимает 3-е место в мире «по объёму мировых майнинговых мощностей» (смысл термина «майнинговая мощность» правительство не поясняет – ред.). Правоохранительные органы в отсутствие законодательства не могут отследить «крипто-финансовые потоки», не владеют информацией о держателях цифровых валют, не могут эффективно реагировать на правонарушения и преступления, совершаемые с использованием криптовалют.
В концепции предлагается внести изменения в законодательство, а именно – ввести новые субъекты регулирования, по аналогии с регулированием «цифровых финансовых активов» — организатор системы обмена цифровых валют (банк с универсальной лицензией), информационная система организаторов системы обмена цифровых валют, оператор обмена цифровых валют. Концепция предусматривает использование сервиса Росфинмониторинга «прозрачный блокчейн» для отслеживания транзакций цифровой валюты.
Покупка и продажа цифровых валют возможна и на иностранной бирже. К иностранной бирже цифровых валют предъявляются отдельные требования для осуществления деятельности на территории РФ: а) наличие представительства биржи на территории России; б) наличие технической интеграции с системой российского организатора системы обмена цифровых валют; в) наличие договора с организатором системы обмена цифровых валют, которым предусматривается установление запрета вывода денежных средств клиента с иностранной площадки на счета/электронные кошельки, отличные от счёта/электронного кошелька клиента у организатора системы оборота цифровой валюты; г) запрет выступать иностранными биржами цифровых валют юридическим лицам, зарегистрированным в офшорных зонах, перечень которых утверждается Минфином России; д) наличие разрешения или лицензии на осуществление биржевых операций с цифровой валютой в соответствии с требованиями законодательства страны местонахождения иностранной биржи цифровых валют (при наличии такого требования по применимому законодательству).
Требования к клиентам (юридическим лицам и физическим лицам) включают процедуру идентификации (она может быть упрощённой), наличие счёта или электронного кошелька у организатора системы обмена цифровых валют.
См. также: Регулятор США применил законы о ценных бумагах к торговле криптовалютой >>>
В роли надзорных органов в рамках своих компетенций могут выступать Минфин России, Росфинмониторинг, ФНС России, Минцифры России, Генпрокуратура РФ и Банк России.
Как сказано в документе, потребуется внесение изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или разработка нового федерального закона.
Реализацию предложений, отражённых в концепции, возможно осуществить в рамках доработки проектов федеральных законов:
1) законопроекта № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» — 17 февраля 2021 г. принят в первом чтении Государственной Думой, предусматривает обязанность декларирования сведений по операциям, связанным с использованием цифровой валюты в случае, если сумма этих операций составит более 600 тысяч рублей, а также налоговую ответственность за непредставление в налоговые органы в установленный срок соответствующей информации об обороте средств и об остатке цифровой валюты, и за неуплату (неполную уплату) налога по операциям, расчёты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты;
2) законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который предусматривает административную ответственность за организацию незаконного оборота цифровых финансовых активов и нарушение правил совершения сделок с ними, а также за организацию незаконного приёма цифровой валюты в качестве встречного предоставления. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также составление протоколов в сфере незаконного оборота цифровых финансовых активов в рамках законопроекта отнесено к компетенции Банка России, а в сфере незаконного оборота цифровой валюты – к компетенции ФНС России;
3) законопроекта «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который предусматривает ответственность за уклонение от обязанности декларирования сведений об операциях, связанных с использованием цифровой валюты, а также предусматривает, что совершение преступления с использованием цифровой валюты является обстоятельством, отягчающим наказание. Данные преступления отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ;
4) законопроекта «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», который предусматривает обязанность субъектов ПОД/ФТ направлять в Росфинмониторинг информацию об операциях с цифровыми валютами.
В январе Владимир Путин попросил правительство России и Центральный банк в ходе дискуссии «прийти к какому-то единому мнению» по поводу регулирования криптовалют. Перед этим ЦБ опубликовал доклад для общественных консультаций, в котором предлагалось ввести запрет на оборот и майнинг криптовалют в России.
См также: Минцифры выступило против запрета на обращение криптовалют в РФ >>>