Об итогах работы Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в 2024 году и планах на 2025

Об авторе: Надежда Куртяник, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области

Итоги 2024

В 2024 году Подмосковье продолжило идти по пути цифровой трансформации, запуская новые IT-проекты и предлагая жителям всё больше полезных электронных сервисов. Цифровые решения, которые доступны в регионе, позволяют жителям быстро получать нужные услуги, оформлять документы, взаимодействовать с органами власти. Благодаря цифровизации жизнь в Московской области становится лучше и комфортнее.

Связь и Интернет

В Московской области сотовая связь доступна для жителей самых отдалённых населённых пунктов. Так, зона покрытия мобильной связью по итогам 2024 года составила 97,5%, а количество базовых станций операторов сотовой связи выросло до 28 тысяч. В 2024 году установлено более трёх тысяч базовых станций. Это позволяет обеспечить жителей мобильной связью отличного качества. Интернет в регионе поставляют более 380 провайдеров.

Цифровые технологии активно используются для отправки, отслеживания и получения почтовых отправлений. Например, онлайн по трек-номеру можно отслеживать посылки и бандероли. Помимо этого, более чем в 90 почтовых отделений Подмосковья открыты зоны самообслуживания для самостоятельной подготовки писем и посылок к отправке.

Информационная безопасность

В Московской области 100% информационных систем находятся под защитой от внешнего воздействия. Основные направления работы – антивирусная и криптографическая защита, анализ защищенности систем, противодействие кибератакам, исполнение решений комиссий по информационной безопасности. В регионе работает Центр информационной безопасности (ЦИБ), который помогает выявлять и предупреждать кибератаки, а также устранять их последствия. Так, кибермониторинг проводится в отношении 69 информационных систем, также под контролем находится 1,3 тысячи онлайн-площадок Московской области.

В 2024 году ЦИБ запустил две программы багбаунти, чтобы оценить уровень защищённости подмосковного портала торгов (ЕАСУЗ) и онлайн-портала «Здоровье». Всего в испытаниях поучаствовали восемь тысяч пользователей, критических уязвимостей не выявлено.

Кроме того, в Подмосковье действует комплекс мероприятий по повышению уровня киберграмотности среди жителей. Так, разделом «Цифровая безопасность. Доступно о важном» на региональном портале госуслуг за год воспользовались более 35 тысяч раз. В 2024 на странице появились такие темы, как правила онлайн-шопинга, защита данных в играх и соцсетях, памятки по кибербезопасности для госслужащих и др.

Поддержка IT-компаний

Развитие рынка отечественных технологий невозможно без поддержки со стороны государства. IT-компании Подмосковья могут рассчитывать на льготное кредитование, консультации и, конечно, гранты. Региональный IT-грант внедрён в 2022-м году, и за два с половиной года поддержку получили почти 30 компаний, которые базируются в Московской области. В 2024 году благодаря гранту создано более 8,8 тысячи новых рабочих мест для IT-специалистов.

См. также: Общая сумма выданных IT-грантов в Подмосковье за 2 года превысила 1,5 млрд рублей >>> 

В январе 2025 года возобновляется приём заявок на участие в программе. Подать заявку могут IT-компании Московской области, которые создают ПО или производят компьютерную технику на территории региона. Денежные средства можно потратить на приобретение нового оборудования или на зарплату сотрудников.

Цифровое госуправление

В Московской области 100% массовых социально значимых услуг переведено в электронный вид. Мы не останавливаемся на этом: оптимизируем услуги, внедряем сервисы предпроверки и автозаполнения, сокращаем сроки предоставления услуг. Портал госуслуг Подмосковья предлагает жителям 385 онлайн-услуг. В 2024 году портал обновили: он стал более удобным, современным и функциональным. Категории услуг теперь располагаются на уровне глаз, помогают мгновенно сориентироваться и выбрать нужный раздел. Кроме того, на главной странице есть переход на такие порталы Московской области, как «Здоровье», «Культурно-досуговые сервисы» и «Добродел».

В 2024 году на регпортале оцифровано 57 услуг и сервисов, 228 – оптимизировано, реализовано 10 комплексных услуг, а еще 10 предоставляются проактивно (например, выдача свидетельства по программе «Молодая семья», направление уведомлений о проверке или актов после проверки при предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, молочная кухня, выплаты на уход за ребенком-инвалидом и др.).

См. также: В Подмосковье заработала услуга оповещения о проактивном назначении льгот >>> 

Новые услуги и сервисы появились для жителей и бизнеса. Например, весной запущена комплексная услуга «Ветеран труда». Она позволяет по одному заявлению получить сразу пять услуг: присвоение звания ветерана, оформление социальной карты, назначение компенсации расходов на коммунальные услуги, назначение ежемесячной денежной выплаты, предоставление компенсации за домашний телефон. Для молодых семей появилась комплексная услуга по обеспечению жильём: получить субсидию можно без посещения администрации, для этого нужно подать всего одно заявление. Многодетные семьи теперь получили возможность оформить новую выплату взамен земельного участка. А родители региона могут записать ребенка на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии и оформить заключение ПМПК онлайн. Кроме того, новые услуги по предоставлению выплат за аренду жилья появились для педагогических и социальных работников. Ещё через региональный портал теперь можно подать заявку на проверку, ремонт и пуско-наладочные работы газового оборудования, а также переоформить договор на поставку газа.

См. также: Подмосковье перевело в электронный вид подачу заявления по программе социальной газификации для участников СВО >>> 

Помимо этого, на портале появился сервис «Вывоз ненужных вещей», который помогает быстро и просто избавиться от предметов, которые уже не используются, сервис поиска пропавших животных с помощью умных технологий, а также сервис-помощник при строительстве своего дома. Для бизнеса запущен новый сервис согласования проектной документации «Цифросети», позволяющий согласовать инженерно-топографический план с ресурсоснабжающими, электросетевыми и газораспределительными организациями в Московской области, а также с ведомствами. Также предпринимателям стал доступен онлайн-сервис по заключению договоров с региональным оператором на вывоз твёрдых коммунальных отходов, запущены новые сервисы по организации торговли, стал доступен цифровой сервис для подачи сведений о продаже алкоголя и многое другое. К восьми услугам подключён сервис «Градпроработка 2.0», который сразу формирует для заявителя документ с перечнем обременений на земельном участке и схемой пересечения с зонами запретов.

См. также: Сервис по вывозу стройотходов появился в подмосковном «Доброделе» >>> 

В 2024 году цифровыми услугами и сервисами воспользовались 20 миллионов раз. В топ-10 самых востребованных услуг вошли запись к врачу, запись в кружки и секции, выписка из домовой книги, выдача и замена социальных карт жителя региона, оформление карт «Стрелка», приём в школу, присвоение адреса, признание граждан нуждающимися в соцобслуживании, предоставление выплаты на приобретение одежды ребёнку из многодетной семьи, компенсация расходов по оплате ЖКУ и запись в детский сад.

См. также: Новый сервис для фермеров заработал на портале госуслуг Московской области >>> 

Электронные услуги на региональном портале можно получить и в МФЦ Подмосковья. В 2024 году через цифровые зоны оформлено более 2,5 миллиона услуг. Некоторые онлайн-услуги предполагают использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) – например, в случае, если нужно подписать договор в личном кабинете на портале. МФЦ Подмосковья помогают жителям получить ЭЦП в приложении «Госключ». Так, во всех офисах «Мои документы» региона можно подтвердить личность для оформления ЭЦП. Это способствует повышению доступности электронных услуг и их востребованности среди жителей.

Кроме того, в цифровых МФЦ регулярно проводится обучение киберграмотности.

В 2024 году МФЦ Подмосковья отметили 15 лет работы. Среди новинок года в МФЦ Московской области – запуск сервиса «ГосQR». Благодаря новому сервису данные из цифрового профиля заявителя на едином портале госуслуг (ЕПГУ) автоматически передаются в информационную систему МФЦ. Помимо этого, 20 центров «Мои документы» начали оформлять права на недвижимость в новых регионах России (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области). Также теперь участники специальной военной операции и члены их семей могут оформить в МФЦ справки об участии в СВО. А ещё центры госуслуг «Мои документы» предоставляют услуги БТИ и ЗАГС, кроме того, с помощью сервиса теле-МФЦ можно дистанционно проконсультироваться с сотрудниками соцзащиты.

Голосовой помощник центров «Мои документы», который запустили в конце 2023-го, стал ещё умнее. Теперь он самостоятельно звонит и сообщает о готовности документов в МФЦ. Функция обзвона запущена по наиболее востребованным услугам, среди которых – выдача общегражданского и заграничного паспортов, водительского удостоверения, повторных свидетельств и справок от органов ЗАГС, в том числе справок о заключении или расторжении брака, а также справок о несудимости, постановка на воинский учёт, регистрация и закрытие ИП, получение ИНН, регистрация граждан РФ по месту жительства и пребывания и иностранных граждан по месту жительства и снятие с учёта, распоряжение материнским капиталом, предоставление субсидий на оплату ЖКУ.

Работа МФЦ Подмосковья удостоена награды конкурса «Лучший многофункциональный центр России» в категории «Крупная региональная сеть МФЦ».

Отметим, для жителей заработал новый цифровой медицинский сервис «Здоровье Онлайн». Благодаря ему можно диагностировать различные заболевания на ранних стадиях, поддерживать здоровый образ жизни, получать анализ внесённых показателей, рекомендации по питанию и физической активности, важные уведомления и другую полезную информацию, вести дневник здоровья. На портале зарегистрировано более 35 тысяч пользователей, внесено более 170 тысяч показателей здоровья.

Среди новых электронных сервисов года – «Библиотеки Подмосковья», «Социальные услуги», «Парки Подмосковья», «Дополнительное образование». Также разработан пилотный проект формирования бюджета домов культуры Московской области, запущена система «Я – эксперт» и внедрён цифровой кадровый документооборот.

За год проделана большая работа по цифровизации ЖКХ. Так, мы создали Единую диспетчерскую службу ЖКХ по линии 122/4, где работает робот «Женя» и функционирует круглосуточный контакт-центр из 40 операторов. Все проблемы граждан попадают в систему, где формируется задача для соответствующей управляющей компании. Например, в течение 30 минут с момента формирования аварийной заявки исполнитель берет ее в работу и строго в течение четырёх часов устраняет неисправность. По завершении работ голосовой помощник «Женя» звонит жителям и уточняет, решён ли их вопрос.

Кроме того, в 2024 году введен цифровой контроль выхода коммунальной техники на объекты. Благодаря информационным панелям можно отслеживать работу по уборке территорий, определять, достаточно ли техники задействовано. Помимо этого, мы провели цифровую трансформацию Центра содействия строительству. Внедрение цифровой модели работы муниципалитетов, подключение сервисов предпроверки позволило в три раза сократить срок выхода на строительную площадку, на 40% снизить количество отказов в выдаче разрешения на строительство, в 1,5 раза увеличить число проектов.

Центр управления регионом

В 2024 году на базе Центра управления регионом запущен ряд новых проектов, среди которых – контроль за вводом в эксплуатацию нового жилья, мониторинг аварий в котельных и на теплосетях, контроль за отработкой коллективных обращений жителей, контроль перехода на электронные платежки и др. Помимо этого, ЦУР активно делился опытом работы с делегациями из разных российских регионов и других стран, проводил обучение для представителей муниципалитетов, разрабатывал требования и методические рекомендации по работе с информационными ресурсами и многое другое.

За год в голосованиях и опросах на портале поучаствовали более 150 тысяч раз, через модуль «Народный инспектор» обратились свыше 20 тысяч раз, с помощью модуля «Народный бюджет» предложили 640 проектов и оставили 289 тысяч голосов за самые значимые инициативы. Кроме того, сервисом «Отключение горячей воды» теперь пользуются более 56 тысяч жителей региона.

Создавать и обрабатывать обращения на портале помогает нейросеть, которая за год проанализировала 1,6 миллиона сообщений и 600 тысяч фотографий.

Портал «Решаем проблемы вместе» стал более современным и получил новые функции. Например, теперь можно проверять онлайн-трансляцию с камер системы «Безопасный регион» для объектов строительства, получать сведения о контрактах и закупках, онлайн отслеживать перемещение общественного транспорта и получать информацию о начале возведения объектов капитального строительства.

Искусственный интеллект

В Подмосковье действует более 30 проектов с использованием технологий искусственного интеллекта. Одним из самых успешных является «Чистая территория», который работает в регионе более года. В рамках проекта нейросеть использует данные с камер системы «Безопасный регион». Искусственный интеллект находит на улицах мусор, ямы, смёт, граффити, нерабочие фонари, навалы снега зимой и т.д. Если нейросеть выявляет нарушение, то в системе автоматически появляется задача на его устранение. Ответственная организация должна в указанный срок исправить дефект. Затем ИИ проводит повторную проверку и подтверждает факт устранения нарушения. К «Чистой территории» подключено свыше 66 тысяч видеокамер. Это помогло снизить нагрузку на человека и выявить более 186 тысяч нарушений на улицах Подмосковья. Под контролем находится порядка 7,7 тысячи дворов.

См. также: Количество видеокамер следящей за чистотой в Подмосковье ИИ-системы превысило 50 тысяч >>> 

В 2024 году активно развивались такие направления работы искусственного интеллекта, как контроль за качеством питания в школах и соцучреждениях, контроль за содержанием образовательных и социальных учреждений, мониторинг очередей на остановках и в офисах МФЦ, подсчёт количества посетителей мероприятий, контроль за безопасностью в школах, выявление незаконной парковки, проверка наличия мусора на остановках общественного транспорта.

Искусственный интеллект в Московской области автоматически анализирует качество питания во всех образовательных и социальных учреждениях региона и распознает более 200 видов блюд. С помощью нейросети проанализировано свыше 900 тысяч снимков, выявлено более семи тысячи нарушений. Благодаря решению удалось сократить долю ручных проверок на 50% и число жалоб на 25%. За этот проект Московская область получила награду премии «Лидеры ИИ». Регион вошёл в пятёрку субъектов РФ, которые успешно внедряют новейшие разработки и решают задачи с помощью технологий искусственного интеллекта.

  • ИИ автоматически считает количество людей на фотографиях с культурных мероприятий. Ранее все подсчеты производились вручную. С момента внедрения решения нейросеть обработала более 69 тысяч снимков с пяти тысяч мероприятий. Это позволило оптимизировать работу домов культуры.
  • Технология ИИ-мониторинга позволяет контролировать присутствие охранников на постах.
  • ИИ по камерам отслеживает обстановку в офисах МФЦ, анализирует факты появления очередей и направляет уведомления ответственным.
  • Нейросеть отслеживает факты парковки на контейнерных площадках. Благодаря ИИ выявлено свыше 2,2 тысячи нарушений правил парковки и вынесено более 140 постановлений об административных правонарушениях на сумму 568 тысяч рублей.
  • Искусственный интеллект находит мусор на 538 остановках общественного транспорта, а на 119 из них контролирует появление очередей.

Ознакомиться с другими практиками Московской области можно на портале «Цифровое Подмосковье».

Кстати, говоря о цифровом Подмосковье, нельзя не упомянуть умное решение в сфере энергетики. Проект «Мониторинг наружного освещения Московской области» победил в номинации «За лучшее решение по цифровой трансформации систем энергоснабжения» II Национальной премии за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства «Умный город». Наша система мониторинга позволяет оперативно выявлять аварийные ситуации по линиям уличного освещения. Она осуществляет сбор, хранение, обработку и анализ сведений о работе светильников, их типах и расположении, потреблении мощности и электроэнергии, приборах учета, ошибках в работе системы наружного освещения в шкафах управления.

Планы

В 2025 году в Подмосковье, как и в целом в России, будет осуществлён переход к новой программе «Экономика данных». Мы будем выстраивать работу в соответствии с новыми целями: формирование рынка данных, создание системы подбора, развития и ротации кадров для органов власти, запуск системы эффективного противодействия киберпреступлениям, обеспечение сетевого суверенитета и информационной безопасности, переход на отечественные разработки. В дальнейшем планируем перейти на новый уровень технологий в социальной сфере, медицине, образовании, предоставлении госуслуг, а также продолжать совершенствовать цифровую инфраструктуру.

В электронном виде появятся 32 новые услуги, которые пока доступны только на бумаге. Также оптимизируем более 180 услуг и внедрим новые комплексные услуги – по опеке над детьми, переезду в Подмосковье, предоставлению лесных участков в пользование и др.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

четыре × 2 =