Об авторах:
- Игорь Синяев — методист государственного казённого учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Организационно-методический центр социальной помощи»
- Илья Илларионов — начальник управления демографического развития и социального обслуживания министерства социальной политики Свердловской области
Одним из направлений социальной поддержки граждан является предоставление социального обслуживания в форме социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, гражданам пожилого возраста, инвалидам, несовершеннолетним, лицам без определённого места жительства и занятий.
Социальное обслуживание в Свердловской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 3 декабря 2014 года № 108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области».
В систему социального обслуживания в Свердловской области входят:
1) Министерство социальной политики Свердловской области;
2) 27 территориальных отраслевых исполнительных органа государственной власти Свердловской области – управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области;
3) 181 поставщик социальных услуг.
Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании – компетенция территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области, управления социальной политики министерства социальной политики.
Также управления социальной политики составляют индивидуальные программы предоставления социальных услуг (ИППСУ). Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объём, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг. Программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности. Она имеет рекомендательный характер для гражданина и обязательный – для поставщика социальных услуг.
На территории Свердловской области действует многопрофильная сеть организаций социального обслуживания, социальные услуги предоставляются в 152 государственных учреждениях социального обслуживания населения.
Также в Реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области включены 29 негосударственных поставщиков социальных услуг, в том числе 25 некоммерческих организаций. Доля негосударственных организаций в общем количестве поставщиков составляет 16 %.
Одним из важнейших направлений модернизации системы социального обслуживания является формирование эффективной территориальной модели предоставления социальных услуг. При этом удельный вес негосударственных организаций от общего количества организаций всех форм собственности, оказывающих социальные услуги, должен составить 17 % в 2020 году, 31% – к 2024 году и 70% – к 2035 году.
Два закона регулируют порядок реализации государственных функций, предоставления государственных услуг в рамках выполнения правовых обязательств государства перед различными субъектами, установленных на федеральном и региональном уровне:
1) Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ;
2) Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ
Отметим два момента:
- услуги по 210-ФЗ предоставляются органами власти непосредственно, либо с передачей отдельных элементов казённым учреждениям;
- в предоставлении услуг по 83-ФЗ органы власти непосредственно участия не принимают, они устанавливают перечни (их можно посмотреть здесь) и стандарты на такие услуги, после чего доводят государственное задание на их предоставление до подведомственных учреждений; также со вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2020г. N 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» госорганы будут размещать на данные услуги социальный заказ у негосударственных поставщиков.
Кроме того, со вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2020г. N 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» госорганы также будут размещать на услуги из перечней социальный заказ у негосударственных поставщиков.
Для получателей социальных услуг действует следующий порядок:
- получатель обращается в региональный уполномоченный орган для признания его нуждающимся в социальном обслуживании (здесь проблем нет, СМЭВ работает, поскольку оператор – орган государственной власти);
- при обращении к поставщику услуг гражданину для определения права на платное/бесплатное соцобслуживание необходимо предоставить сведения и документы, подтверждающие состав семьи, наличие имущества и доходы (свои и членов семьи) – набор сведений практически идентичен тому, который необходим для назначения государственной социальной помощи (ГСП), но если для ГСП сведения получаются через СМЭВ, то в целях бесплатного получения государственных социальных услуг человек вынужден собирать данные сам, что зачастую затруднительно и снижает фактическую доступность социальной помощи.
Порядок оказания социальных услуг гражданам на территории Свердловской области регламентируется двумя документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 18.12.2014 N 1149-ПП «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области»;
Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления бесплатных социальных услуг, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075.
В частности, этими нормативно-правовыми актами определяется перечень документов, предоставляемых гражданами при оказании социальных услуг. Большинство из этих документов имеется в распоряжении ОГВ и ОМСУ и могут быть получены через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Но доступа к СМЭВ государственные и негосударственные поставщики социальных услуг – учреждения социального обслуживания – не имеют, поскольку предоставляемые ими государственные услуги предусмотрены не Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ, а Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
Учитывая вышеизложенную ситуацию и перспективу привлечения для оказания социальных услуг негосударственных поставщиков, необходимо рассмотреть вопрос о допуске к СМЭВ организаций (государственных, негосударственных, в т.ч. НКО, ООО, ИП), оказывающих социальные услуги, и определить порядок доступа таких хозяйствующих субъектов к сервисам СМЭВ.
Глава 4. Права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг
Статья 11. Права поставщиков социальных услуг
1. Поставщики социальных услуг имеют право:
1) запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся:
4) утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания.
Один из вариантов решения таков.
На уровне Министерства социальной политики Свердловской области, как органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление предусмотренных законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации, создаётся программный хаб для доступа к СМЭВ. Хаб регистрируется министерством как органом государственной власти в СМЭВ. Министерством же осуществляется в установленном порядке доступ к нужным для оказания социальных услуг сервисам СМЭВ.
Далее министерство в соответствии с ранее упомянутыми положениями 442-ФЗ разрабатывает регламент межведомственного взаимодействия с поставщиками социальных услуг, в котором описывает в том числе порядок подключения к СМЭВ и порядок использования сервисов СМЭВ.
При реализации такого хаба будут применены следующие механизмы контроля для исключения неправомерного доступа поставщиков к сервисам СМЭВ.
В соответствии с положениями 442-ФЗ министерство ведёт реестр поставщиков и регистр получателей социальных услуг. Включение поставщика социальных услуг в реестр поставщиков будет являться основанием для подключения к хабу СМЭВ, исключение из реестра является основанием для прекращения доступа к хабу СМЭВ.
Далее, существует регистр получателей социальных услуг, где перечислены все получатели социальных услуг. На каждого получателя имеется ИППСУ с указанием конкретных услуг и перечня рекомендуемых поставщиков. Для каждой услуги определён перечень необходимых сведений для её оказания. Соответственно может быть осуществлен полный контроль правомерности запрашиваемых поставщиком сведений через СМЭВ. Т.е. можно проверить:
- включён ли поставщик в реестр поставщиков;
- признан ли получатель социальных услуг нуждающимся в получении социальных услуг;
- оказывает ли поставщик в соответствии с действующей ИППСУ услугу в целях конкретного получателя;
- есть ли запрашиваемые сведения в перечне, необходимом для оказания этой услуги.
Вопрос о доступе к СМЭВ поставщиков социальных услуг (как государственных, так и негосударственных) на сегодня остаётся открытым и неурегулированным в правовом поле ни на федеральном, ни на региональном уровне. Он требует своего разрешения в первую очередь в интересах граждан, получающих социальные услуги.
Кстати вся заковыка именно в последнем абзаце. Пробовали неоднократно подключиться к СМЭВ на уровне учреждения — от техподдержки приходит отлуп по формальным признакам. Т.е. нужна четкая формулировка о доступе к СМЭВ поставщиков социальных услуг, чтобы было на что ссылаться при обосновании доступа и к СМЭВ и далее к сервисам СМЭВ. Формулировка может быть прописана в том же 442-ФЗ, как и следом за этим отредактирована методика Минтруда по межведомственному взаимодействию поставщиков социальных услуг.
В положении о СМЭВ сказано, что данная система создана для решения задач в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.
Социальные услуги, которые оказывают НКО, ООО, ИП и прочие, не относятся к государственным услугам.
Получается, что подключение их к СМЭВ через хаб неправомочно. Также, информационное взаимодействие в данном случае будет производиться не в целях оказания государственной или муниципальной услуги, значит, у всех организаций, которые будут отвечать на запросы с хаба, должны иметься на руках согласия граждан на передачу их персональных данных третьим лицам, если я правильно понимаю. А эти организации даже не подозревают, что отвечают не гос.органу, а, например, индивидуальному предпринимателю.
Еще такой момент. Какой электронной подписью будут подписаны запросы, направляемые с хаба? ЭП ИОГВ? То есть, ИОГВ подписывает межведомственные запросы, которые направляются не для исполнения его гос.полномочий/функций? Очень скользко, на мой взгляд…