О британском плане цифрового регулирования «стимулирования роста и высвобождения инноваций»

1881

В июле Министерство цифрового развития, культуры, СМИ и спорта (Department for Digital, Culture, Media and Sport) Великобритании и Северной Ирландии опубликовало план цифрового регулирования (Plan for Digital Regulation: Driving growth and unlocking innovation).

Инновации объявляются основной целью плана – правительство должно регулировать цифровую сферу только в случае крайней необходимости и делать это аккуратно. Документ направлен на устранение бюрократической волокиты, он должен прекратить громоздкую и запутанную регуляторную политику, чтобы предприятия могли свободно выдвигать новые идеи, развиваться и создавать новые рабочие места.

Отмечается, что цифровые технологии являются двигателем экономического роста Великобритании. Цифровой сектор принес 151 миллиард фунтов в виде продукции и обеспечил 1,6 миллиона рабочих мест в 2019 году, а в 2020 году привлёк больше венчурного финансирования (11,2 миллиарда фунтов), чем Германия и Франция вместе взятые. В данном секторе занято более двух миллионов человек. Только в 2018 году было создано более 34 тысяч новых технологических предприятий. Доля домовладений без ШПД за последний год сократилась почти вдвое.

Но появляются новые и новые риски. Половина граждан Великобритании считают, что «неотъемлемой частью» работы в Интернете является то, что их будут пытаться обмануть или причинить им какой-либо вред, а 39% предприятий и 26% благотворительных организаций сообщили о нарушениях кибербезопасности за последний год, в результате которых каждый пятый потерял деньги, данные или другие активы.

Цифровые предприятия во многих случаях работают без соответствующего правового обеспечения – существующие правила и нормы, которыми руководствуется бизнес, не были рассчитаны на современные технологии и бизнес-модели.

Хорошо продуманное регулирование может стимулировать формирование процветающей цифровой экономики и общества, и наоборот. Правительству крайне важно внедрить регулирование таким образом, чтобы обеспечить потенциальные преимущества инноваций и уверенность для бизнеса и инвесторов.

Под «цифровым регулированием» в документе понимается «ряд инструментов регулирования, которые правительство, регулирующие органы, предприятия и другие организации используют для управления воздействием, которое цифровые технологии могут оказывать на отдельных лиц, компании, экономику и общество». К мерам такого управления относятся первичное и делегированное законодательство (подзаконные акты), законодательные кодексы поведения и саморегулирование.

Нерегулятивные инструменты могут дополнять или быть альтернативой «традиционному» регулированию. Таковы отраслевые технические стандарты.

План определяет, что цифровое регулирование должно быть направлено на стимулирование благосостояния через поддержку трёх основных групп ценностей.

Три ориентира цифрового регулирования

Развитие конкуренции и инноваций Обеспечение онлайн-безопасности Обеспечение процветания демократического общества
— Конкурентный цифровой рынок
— Доверие потребителей, обеспеченное справедливым отношением и свободным выбором товаров, услуг и поставщиков
— Динамичная цифровая экономика, обеспечивающая возможности роста и конкуренции как для стартапов, так и для крупного бизнеса, наряду с любыми другими предприятиями
— Возможность инновационного использования данных бизнесом и другими участниками рынка
— Гражданам гарантирована онлайн-безопасность и уверенность в том, что они защищены от неподконтрольного им онлайн-вреда
— Организации имеют возможность обеспечивать свою цифровую безопасность и безопасность своей продукции и сервисов
— Должна быть обеспечена безопасность сетей и критической инфраструктуры Великобритании
— Цифровые технологии должны поддерживать демократические ценности и защищать свободу слова и права человека
— Британские СМИ должны иметь возможность развиваться в онлайн-пространстве
— Данные граждан должны использоваться ответственно и их право на неприкосновенность честной жизни и контроль над своими данными должно быть обеспечено

План устанавливает следующие руководящие принципы регуляторной политики в цифровой сфере:

  • активное содействие инновациям;
  • перспективность и согласованность;
  • согласованность с глобальными процессами.

Активное содействие инновациям

Государственные органы должны поддерживать инновации везде, где это возможно, путём устранения ненужного регулирования и использования в первую очередь не регуляторных мер. Если регулирование необходимо, оно должно быть разработано таким образом, чтобы минимизировать бремя для предприятий. Для этого оно должно быть ориентировано на конечные результаты, подкреплено надёжными доказательствами и учитывать влияние на инновации.

Перспективность и согласованность

Планируя любые изменения, следует убедиться, что новое регулирование дополняет, а не противоречит существующему и планируемому законодательству. Быстро меняющийся, сквозной характер цифровых технологий означает, что ранее независимые друг от друга режимы регулирования могут становиться все более взаимосвязанными – например, в области контента, конкуренции и защиты данных. Новое регулирование должно минимизировать противоречия, неоправданное бремя или дублирование и пробелы в существующих системах. Регулирующие меры должны быть направлены на устранение основных причин негативных явлений, а не симптомов, чтобы ограничить будущие изменения. Новые нормативные акты должны разрабатываться с четким пониманием связей с более широким режимом и целями регулирования. Регулирующие органы будут применять подход, основанный на сотрудничестве, путём взаимодействия с предприятиями, с другими регулирующими органами, а также путём предоставления предприятиям возможностей для тестирования и испытания новых бизнес-моделей, продуктов и подходов.

Согласованность с глобальными процессами

Цифровые технологии не имеют границ, поэтому разработчики нормативных актов должны смотреть на ситуацию глобально, они должны учитывать международную динамику предлагаемого регулирования. Цифровые технологии представляют глобальные решения и глобальные проблемы в таком виде, который редко встречается в других отраслях. Международные обязательства (включая торговые сделки) и внутреннее регулирование в значительной степени влияют и формируют друг друга. Поэтому разработчики норм должны с самого начала учитывать международные аспекты, принимая во внимание существующие международные обязательства, вероятные будущие соглашения, а также влияние нормативных актов и стандартов, разработанных другими странами. Это включает рассмотрение того, как цифровые технические стандарты могут поддержать внутреннее нормотворчество в качестве дополнения или альтернативы регулированию, и как они могут способствовать «международной совместимости». Международное сотрудничество в области регулирования должно стать первоочередной задачей.

Представляют интерес также изложенные в Плане подходы к практической реализации указанных принципов.

Внедрение нового подхода на уровне правительства

Будут разработаны и внедрены новые показатели эффективности и механизмы оценки регулирующего воздействия.

Будет создан механизм, позволяющий политикам учитывать меры, способствующие инновациям, при разработке нормативных актов в сфере цифровых технологий.

Новые нормативные акты будут разрабатываться с систематическим привлечением внешних экспертов и технологических лидеров, например, с помощью инновационных подходов к взаимодействию и сбору доказательств.

Внедрение нового подхода в работу регулирующих органов

Будет создано новое подразделение по цифровым рынкам для развития конкуренции на цифровых рынках с полномочиями регулировать платформы для обмена видео и, при условии принятия законопроекта о безопасности в Интернете, надзору за непричинением вреда в Интернете.

Основные регуляторы будут сотрудничать (для этого создаётся новый механизм – «форум сотрудничества») для комплексного подхода к цифровому регулированию. В 2021-22 годах форум сосредоточится на ряде приоритетных направлений, включая стратегические проекты технологических и отраслевых изменений (с акцентом на дизайн услуг, алгоритмическую обработку, рекламные технологии и шифрование); совместные подходы к областям дублирующего регулирования (например, между Кодексом о соответствующем возрасту дизайне и подходом к регулированию платформ для обмена видео).

Будет обеспечен обмен ресурсами и опытом, тесная координация действий регуляторов, исключено дублирование.

Внедрение нового подхода на международном уровне

Международный подход будет сосредоточен на областях с наибольшим влиянием и наибольшим риском для Великобритании.

Во время своего председательства в G7 Великобритания достигла соглашения по ряду приоритетов, чтобы поставить технологии в центр процесса восстановления после пандемии. Осенью 2021 года Великобритания проведет у себя Форум технологий будущего, на котором соберутся единомышленники из числа демократических партнёров – представители промышленности, научных кругов и других ключевых заинтересованных сторон для обсуждения новых подходов к управлению технологиями.

Великобритания намерена укреплять лидерство и влияние в ОЭСР, Глобальном партнёрстве по искусственному интеллекту, сети Agile Nations, ВТО и других организациях.

Стратегический технологический диалог между Великобританией и Индией, принципиально согласованный на уровне премьер-министров 4 мая 2021 года, станет общей основой для реализации Совместной декларации о намерениях Великобритании и Индии в области цифровых технологий. Переговорный процесс будет включать обсуждение новой и существующей политики и практики регулирования в обеих странах.

Великобритания и Сингапур заявили о намерениях провести переговоры по Соглашению о цифровой экономике, которое будет направлено на дальнейшее укрепление сотрудничества в области цифровой торговли. Это соглашение станет моделью для глобальных правил цифровой торговли.

В ближайшее время британское правительство намерено осуществить следующие мероприятия:

В ближайшие 3 месяца В ближайшие 6 месяцев В ближайшие 12 месяцев и далее
Разработка стратегических документов Стратегия Инноваций (Innovation Strategy)

Исследование по устойчивости и кибербезопасности бизнеса (Business Resilience & Cyber Security Review)

Стратегия по Искусственному интеллекту (AI Strategy)

Стратегия по медиаграмотности (Media Literacy Strategy)

Цифровая стратегия (Digital Strategy)

Национальная Кибернетическая стратегия (National Cyber Strategy)

Руководство по внедрению Национальной Стратегии в области данных (National Data Strategy Implementation Framework)

Рекомендательные и исследовательские документы Консультативный документ в отношении режима поддержки конкуренции и службы цифрового рынка (Consultation on pro-competition regime & Digital Markets Unit)

Консультационный документ по цифровым личностям и атрибутам (Digital Identity & Attributes consultation)

Ответ Правительства на консультации по Национальной Стратегии в области данных (Government response to National Data Strategy consultation)

Консультативный документ в отношении онлайн-рекламы (Online Advertising consultation)

Консультативный документ в отношении игровых сервисов (Gambling White Paper)

Консультативный документ в отношении телевещания (Broadcasting White Paper)

Ответ Правительства на обзор по цифровому радио и телевидению (Government response to Digital Radio and Audio Review)

Консультативный документ в отношении сетевых информационных систем и регулирования кибербезопасности (Consultation on Network Information Systems & Cyber Security regulation)

Исследование по устойчивости и кибербезопасности бизнеса (Business Resilience and Cyber Security Review)

Консультативный документ в отношении кибернетических профессией (Consultation on Regulating the Cyber Profession)

В план входит принятие законов по целому ряду направлений, влияющих на регулирование цифровых технологий, в том числе:

  • безопасность в Интернете (Online Safety);
  • цифровая конкуренция (Digital Competition);
  • кибербезопасность, в том числе в отношении устройств IoT;
  • цифровые отпечатки в избирательных материалах (Digital imprints in election material).

План не является окончательным – он открыт для обсуждения и редактирования, правительство предлагает направлять ему оценки и предложения.

По материалам НТЦ ФГУП «ГРЧЦ»

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: