Вопреки расхожему заблуждению, Интернет телевидению никакой не враг, если судить по количеству заходов на сайт «Вести.Ru» тех, кому не хватает времени для классического телепросмотра, но кто предпочитает информацию отсебятине. В последнее время больше ясности появилось в таком вопросе, как использование Интернета в диалоге общества и власти. Помимо обсуждавшихся у президента бизнес-проектов в Интернете от «Агентства стратегических инициатив» особое внимание зрителей с активной, но, может, не всегда реализующейся гражданско-политической позицией обратим на следующее: 5 марта появился долгожданный указ президента о том, как рассматривать интернет-петиции — те, которые наберут 100 тысяч подписей. Указ детализирует предвыборную инициативу Путина и, конечно, опирается и на международный опыт — вспомнить недавние подобные петиции никаких не прогрессистов, а (по-другому не скажешь) прикольщиков-мракобесов в Англии (за возвращение смертной казни) или в Америке — за выход Техаса из США. Речь, разумеется, идет о вменяемых и ответственных предложениях. Однако до сих пор, даже когда подписи и собирались, было непонятно, что делать дальше. Теперь прописан целый механизм, и помимо выборов президента и парламента (раз в несколько лет) у россиян появляется возможность оперативного и перманентного донесения своих позиций, своих законодательных инициатив. Другие чудеса Интернета и мобильной связи «Вести в субботу» обсудили с министром связи РФ Николаем Никифоровым.
— Николай Анатольевич, давайте начнем с «мобильного рабства». У меня есть номер телефона, который мне очень нужен, его все знают, но он плохо работает. Хуже всего — у меня дома и на работе. Я жду не дождусь момента, когда смогу, сохранив номер, перейти к другому оператору, где лучше связь. Когда этот момент настанет? Очень многие ждут этого.
— Осталось ждать совсем недолго: 1 декабря 2013 года это станет возможным. Про эту задачу — возможность переносить номер своего телефона от одного оператора к другому — говорили уже, наверное, лет десять. Было много дискуссий, что это сложно, почти невозможно и потребует огромное количество времени и затрат. В конце 2012 года все решения были приняты. За соответствующий законопроект проголосовала Государственная Дума. Закон подписан президентом РФ и вступит в силу 1 декабря 2013 года.
— Дело было в каких-то технических регламентах или в денежных потоках?
— Этот вопрос серьезно беспокоит операторов связи. Это повышает конкуренцию на рынке мобильной связи. В таком случае именно абонент будет голосовать рублем. Самое важное, что мы даем такую возможность.
— Национальный роуминг. В силу специфики своей работы я с ним сталкиваюсь практически еженедельно. Я плачу небольшую сумму, чтобы у меня входящие звонки на территории России были бесплатными. Но очень многие люди живут на границах областей. Сдвинулся на двадцать метров иной раз — у тебя роуминг пошел. Это когда-нибудь будет отменено?
— Я убежден, что мы сможем принять законодательное решение по этому вопросу в этом году. Действительно, само понятие национального роуминга достаточно странное. Во многих странах с похожей территорий — например, в Канаде, в США, в Индии — такого понятия нет. Мы хотим сделать очень простой принцип: входящие звонки везде — бесплатно, исходящий звонок — по цене местного тарифа. Причем это не значит, что мы отменяем стоимость междугородных разговоров. Если вы уехали в другой город, то наравне с жителями этого города вы должны заплатить за междугороднее соединение. Но не должно быть каких-то надбавок, какого-то налога на перемещение.
— Когда это заработает?
— Мы считаем, что реалистичный срок — 2014 год. Это зависит и от определенного диалога с операторами — все-таки они должны подготовиться. Там есть специфика подключения мобильных сетей к сетям местной связи. Но самое главное, что законопроект уже существует. И я убежден, что в этом году Государственная Дума такое решение сможет принять.
— Я должен признаться, что даже в свои сорок лет я принадлежу к «поколению дисковых телефонов». Для меня телефон без шнура — это до сих пор великое достижение техники. Но иной раз, ковыряясь в нем, я узнаю, что он, оказывается, способен на большее, например, e-mail передавать. Для меня это до сих пор — цивилизационное открытие. Сейчас вместо 3G на подходе 4G, где e-mail, Интернет, просмотр телевизора по телефону. Все это будет еще более реалистично. Но это реалистично с точки зрения техники, а с точки зрения российских компаний, которые готовы такую услугу предъявить, у нас все хорошо?
— Вы совершенно справедливо отметили, что рынок мобильной связи за несколько последних лет очень серьезно изменился. И если раньше все в основном звонили и говорили, то сегодня основное — это передача данных. Действительно, произошел технологический бум, который создал новый тип устройств, называемых уже не телефоном, а смартфоном. Все это будет развиваться. Задача передачи данных требует новых технологических подходов. И не случайно есть такие понятия, как 2G, 3G и 4G. И очевидно, что технология 4G уже побеждает. Ее также называют технологией LTE. Это, может быть, более распространенная аббревиатура. Надо отметить, что если с технологией 3G Россия в свое время серьезно запоздала, то для технологии 4G сегодня созданы все предпосылки для того, чтобы мы занимали и одну из лидирующих позиций в мире в этом направлении. Я бы даже сказал, что сегодня РФ уже входит, по нашим оценкам, в пятерку мировых стран по количеству абонентов 4G. Это очень важно, на мой взгляд.
— Я посмотрел на эту тему повнимательнее и обнаружил такую интригу: например, в России эти частоты распределяются в ходе конкурса, а не аукционов на частоты, как это делается в Европе. Мы каким-то особым путем идем?
— Тема государственного регулирования частот очень серьезная, и в мире есть несколько подходов. Мы в чем-то близки к американской модели. В Европе были проведены аукционы, в рамках которых операторы связи заплатили государству миллиарды долларов за право использовать эти частоты. Но нужно понимать, что у государства нет цели получить какие-то средства в бюджет. Для государства задача — предоставить жителям качественную, современную, надежную связь. Для того, чтобы это происходило, операторы должны постоянно инвестировать сотни миллионов долларов в инфраструктуру связи, особенно с учетом огромных территорий России. В нашей стране у них задачи даже сложнее. И нужно отдать должное, что в РФ сегодня есть баланс между интересами абонента и операторов. Мы с вами начали беседу с отмены национального роуминга. Нужно сделать так, чтобы у них оставалась мотивация продолжать инвестировать в строительство сетей. В условиях конкурса одним из требований была необходимость инвестировать ежегодно до 500 миллионов долларов в развитие подобного рода сети. Кроме того, есть обязательства обеспечить к определенной дате покрытие всех населенных пунктов, в частности, с численностью населения 50 тысяч человек. Это непростая задача, и срок стоит очень короткий. На самом деле в любой стране мира — и Россия здесь не исключение, скорее, даже более тяжелый случай — есть серьезные проблемы с частотным ресурсом, с разным диапазоном частот.
— Насколько мне известно, в случае с 4G принципиальным вопросом было, чтобы какие-то частоты освободили Федеральная служба охраны и Министерство обороны.
— Это и спецпотребители, и Министерство обороны, и аэронавигационные службы. Операторы, которые в этом диапазоне работают («Скартел» (бренд Yotа), «Мегафон», МТС, «Вымпелком», «Ростелеком»), благодаря своему потенциалу разворачивания этих сетей являются победителями этого конкурса. Они взяли на себя обязательства вложить средства в то, чтобы помочь текущим потребителям — в основном это Министерство обороны и Росавиация — перенастроить оборудование, переоснастить определенные объекты для того, чтобы они сместились в другой диапазон частот.
— Как человек, представляющей «поколение дисковых телефонов» и те времена, когда у нас еще не было Девятого апелляционного арбитражного суда, задам вопрос: как в таком случае получается, что небольшая волгоградская компания «Эрос» умудрилась через этот суд добиться решения об отмене такого распределения частот и чуть не лишить большую пятерку операторов возможности развивать этот бизнес?
— К сожалению, периодически мы получаем подобного рода судебные решения. Этот случай, пожалуй, удивляет тем, что некий местный оператор — волгоградская компания, у которой небольшое количество абонентов, работающая по старой технологии, которую на самом деле никто им не запрещает использовать, — пошла на подобное судебное дело. Решение вынесено, но мы не видели мотивировочной части. Я с уважением отношусь к любому решению суда. В то же время считаю, что у этого дела есть дальнейшая юридическая перспектива. Будем внимательно следить за развитием событий.
— Но они же не первые. До этого еще была «Сумма Телеком».
— Есть некая практика, в рамках которой постоянно происходят попытки пересмотреть ранее принятые решения.
— Вы как министр и очень тактичный человек не произносите одной вещи, которая на самом деле всех удивила, ведь этот же апелляционный арбитражный суд принял до этого ровно противоположное решение.
— Очень важно с позиции госрегулятора сказать, что органы государственной власти в целом и политика государственного регулирования частот в частности должны быть очень последовательными. Я только что приводил цифры об инвестициях в сотни миллионов долларов, на которые идут операторы. Это частные компании, частные инвесторы, которые вкладывают средства акционеров. И если мы постоянно будем пересматривать какие-то условия, «передергивать» частоты туда и обратно, будет очень простой результат: у наших абонентов не будет той самой связи. Хотел бы также обратить внимание, что в октябре 2012 года на заседании госкомиссии по радиочастотам было принято очень важное решение: сегодня выдать частоты какой-либо компании без конкурса, как бы это ни обосновывалось, невозможно. Это всегда конкурсная процедура или аукцион. Кстати, в ближайшее время мы планируем провести первые аукционы на некоторые диапазоны частот, которые оставались свободными. Это тоже важный прецедент. И этот курс мы будем продолжать. Не должно быть никаких исключений. Последовательная политика госрегулятора является гарантией того, что отрасль будет развиваться.
— Что будет с ценами на мобильную связь в России в обозримом будущем?
— Я думаю, что цены будут стабильными. Им некуда падать ниже, потому что тогда теряется экономическая эффективность. В то же время абоненты будут получать более расширенный набор услуг. В этом смысле российский рынок находится в очень хорошем балансе. Есть мировые примеры. Например, на рынке Индии присутствуют десять операторов. Цены упали настолько, что половина операторов разорилась, у них больше нет никакого стимула инвестировать в развитие сети. Там говорить по телефону невозможно — он просто не ловит сеть. В России ситуация, с точки зрения мирового опыта госрегулирования, достаточно системная и сбалансированная. Поэтому цена меняться вряд ли будет. Она сегодня уже значительно ниже европейской. При этом мы видим серьезное проникновение. У нас, если посчитать количество SIM-карт на душу населения, проникновение — около 160%. Это очень высокий показатель. Поэтому, на мой взгляд, не стоит задумываться о снижении цены. Две важные инициативы — переносимость номера и отмена национального роуминга — сделают, на мой взгляд, эту ситуацию справедливой, защитят интересы абонентов и позволят им голосовать рублем.
Автор: Сергей Брилев, ВЕСТИ