Сайты, внесенные в черные списки Роскомнадзора, исчезнут из результатов поиска национальной поисковой системы «Спутник», созданной «Ростелекомом». Об этом «Известиям» сообщил источник в госорганах, информацию подтвердили в пресс-службах Роскомнадзора и «Спутника». Если эксперимент окажется удачным, другие поисковики могут обязать сделать то же самое, считают разработчики закона о «черных списках».
Вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов представил национальную поисковую систему «Спутник» в мае на Петербургском международном экономическом форуме. Проект позиционируется как безопасный поисковик, в котором невозможно найти порнографию или другой запрещенный в России контент. Разработкой sputnik.ru занимается ООО «Спутник» — до марта этого года компания называлась «КМ Медиа». Ее основные собственники — «РТКомм» (74%; сама фирма почти на 100% принадлежит «Ростелекому»), Вячеслав Рудников (19,51%) и Василий Васин (5,5%). Двое последних — основатели «КМ Медиа» и холдинга «Кирилл и Мефодий».
По закону «О защите детей от информации…» доступ к черным спискам Роскомнадзора (официальное название — единый реестр) имеют российские операторы связи. После внесения очередного сайта в этот реестр они обязаны в течение суток закрыть доступ к этому ресурсу. Для получения доступа к реестру «Спутник» запрашивал разрешение у Роскомнадзора и получил его. Подключение «Спутника» к черным спискам обеспечит совладелец системы — компания «Ростелеком».
Разговоры о том, что всем поисковикам было бы неплохо подключиться к черным спискам, ведутся с момента появления этих списков. Но крупные поисковые системы до сих пор этого не сделали. В компании Mail.Ru Group уверены, что подключаться к единому реестру нет необходимости, поскольку «если сайт заблокирован, пользователь сможет его найти, но не сможет туда попасть при условии, что его провайдер выполнил требования о блокировке, — говорит Андрей Калинин, руководитель «Поиск@Mail.Ru». — Сайт в выдаче всё равно нужно оставить. Иначе пользователь, который зачастую ищет сайт по имени, просто не будет знать, что произошло: может быть, поисковая система сломалась».
В первый день работы поисковик «Спутник» посетило более 2 млн пользователей. В августе, согласно статистике Liveinternet, доля «Спутника» в поисковых запросах россиян составляла менее 0,1%, в то время как у «Яндекса» — 60%, у Google — 30%, у Mail.Ru — 7%.