Департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области опубликовал для общественного обсуждения проект стратегии цифровой трансформации социально-экономической деятельности региона на период до 2024 года.
Документ разработан в целях обеспечения эффективного участия региона в процессах формирования национальной экосистемы цифровой экономики. Обсуждение продлится до 31 августа.
Стратегией определяются основные принципы и направления, задачи и механизмы, способы и средства достижения стратегической цели и основных направлений деятельности правительства Новосибирской области по обеспечению условий для повышения эффективности всех видов социально-экономической деятельности в Новосибирской области за счет масштабного внедрения цифровых технологий, говорится в документе.
В стратегии описывается современное состояние информатизации региона и перечисляются факторы, сдерживающие цифровое развитие. Это, в частности, недостаточный уровень обеспеченности инфраструктурой сотовой связи и мобильной передачи данных в малонаселенных и отдаленных поселениях (сохранение цифрового неравенства); недостаточный уровень использования государственных и муниципальных услуг в электронной форме гражданами и организациями; отток квалифицированных кадров из региона; нехватка финансовых ресурсов для реализации проектов внедрения новых цифровых решений.
Основными направлениями деятельности правительства Новосибирской области по достижению целей Стратегии, являются следующие:
- обеспечение равного доступа к Интернету и сотовой связи жителей и организаций Новосибирской области;
- оптимизация и кардинальный реинжиниринг государственных услуг и сервисов государственного управления Новосибирской области с учетом возможностей цифровых технологий;
- преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Новосибирской области посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
- развитие комфортной среды проживания в Новосибирской области за счет создания новых видов продукции и решений на основе цифровых технологий;
- формирование в Новосибирской области центров компетенций федерального значения по подготовке кадров для цифровой экономики.
Основные направления работы:
- нормативное регулирование цифровой среды;
- телекоммуникационная инфраструктура;
- инфраструктура обработки и хранения данных;
- информационная безопасность;
- поддержка платформенных решений;
- цифровое государственное управление;
- цифровое здравоохранение;
- цифровое образование;
- цифровая культура;
- цифровой транспорт;
- технологии цифровых городов;
- кадровое обеспечение цифровой экономики.
Среди задач, реализация которых необходима для достижения цели стратегии, развитие проводного широкополосного доступа к Интернету и сотовой связи стандарта 3G и 4G в малонаселенных и отдаленных поселениях; развертывание в г. Новосибирске сотовой сети пятого поколения (5G); обеспечение гражданам бесплатного Wi-Fi-доступа к государственным и коммерческим услугам и сервисам в помещениях органов региональной и муниципальной власти и подведомственных им учреждений; содействие развитию инфраструктуры высокопроизводительных вычислений Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), в том числе для обеспечения расчета сложных моделей прогнозирования развития региона; стимулирование развития рынков коммерческих услуг по хранению и обработке данных, инфраструктурного и программного облачного сервиса для населения и бизнеса; развитие механизмов привлечения крупных операторов: государственно-частное партнерство, соглашения о взаимодействии при реализации пилотных проектов; оптимизация и кардинальный реинжиниринг государственных услуг и сервисов Новосибирской области с учетом возможностей цифровых технологий; переход на реестровую модель предоставления услуг для граждан и бизнеса, а также комплексную модель единой государственной услуги в зависимости от жизненной ситуации гражданина; внедрение технологий искусственного интеллекта в сервисах оказания государственных и муниципальных услуг; разработка и внедрение региональной системы учета движения лекарственных средств в медицинских организациях «Лекарство. Качество и безопасность»; создание единого пространства для обмена медицинскими данными пациента на всех этапах оказания и обеспечения медицинских услуг для граждан; внедрение цифровых образовательных платформ в учебный процесс во всех образовательных организациях; обеспечение высокоскоростного доступа к Интернету (свыше 1 Мбит/с) во всех образовательных организациях; создание в г. Новосибирске виртуального концертного зала; перевод пленочного фильмофонда Новосибирской области в цифровой формат; создание зоны пилотного внедрения цифровых интеллектуальных технологий на территории Академпарка «Цифровой Академгорок» в соответствии с концепцией «Умный город» для их дальнейшего масштабирования на территорию Новосибирской области, формирование банка решений; реализация (поддержка) проектов, мотивирующих детей школьного возраста к развитию цифровых компетенций (детский технопарк, детское телевидение, кружковое движение и т.д.); реализация (поддержка) программ повышения компьютерной грамотности, в том числе для людей старшего возраста; реализация комплексного проекта создания «Айтигородка» — территории комфортного компактного проживания, работы и обучения специалистов IT-компаний; реализация проекта создания Новосибирской бизнес-школы по ключевым направлениям цифровой экономики и т.д.
Целевые показатели
Наименование показателя |
2017 год (базовое значение) | 2024 год |
Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом региональном продукте) по отношению к уровню 2017 года, % | 100 | 400 |
Доля сельских жителей Новосибирской области, имеющих возможность пользоваться современными услугами связи, % | 59,7 | 93 |
Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, % | 51,9 | 85 |
Доля госуслуг, предоставляемых в электронной форме, % | 7 | 40 |
Доля органов областных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Новосибирской области и подведомственных им учреждений, подключенных к единой системе электронного документооборота, % | 20 | 100 |
Оснащение органов исполнительной государственной власти российским отечественным программным обеспечением, % | 0 | 100 |
Доля медицинских организаций, использующих дистанционный мониторинг показателей здоровья при оказании медицинской помощи, % | 10 | 100 |
Доля образовательных организаций, использующих цифровые образовательные платформы в образовательной деятельности, % | 30 | 70 |
Доля образовательных организаций, обеспеченных высокоскоростным доступом к сети Интернет (свыше 1 Мбит/с), % | 56,5 | 100 |
Доля публичных библиотек Новосибирской области, обеспеченных доступом к сети Интернет, % | 72 | 100 |
Онлайн-информирование населения о работе и маршрутах всех видов транспорта на территории Новосибирской области, % | 60 | 100 |
Количество смарт-сервисов, функционирующих на базе единой интегрированной цифровой платформы управления городским хозяйством, шт. | 0 | 26 |
Число занятых в ИКТ-секторе цифровой индустрии, чел. | 25 484 | 45 000 |