Минздрав не намерен создавать телемедицинские центры
Министерство здравоохранения выложило на портале для общественных обсуждений новую версию законопроекта о применении информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан. Из нового документа исчезла статья о «национальных научно-практических медицинских центрах», присутствовавшая в предыдущей версии законопроекта.
Как сообщал D-Russia.ru, уведомление о начале работы над проектом закона министерство опубликовало в начале марта, а изначальный текст появился на портале в середине апреля.
Кроме исключения статьи о медицинских центрах, в новом документе произошли незначительные изменения в части формулировок и появились пункты о введении электронных форм документов.
Так, добавлен абзац об утверждении «порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения, в том числе в электронном виде», а также абзац: «При оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства может оформляться в форме электронного документа». Ознакомиться с медицинской документацией или получить выписку из медицинских документов теперь также можно «в том числе в электронной форме». Дополнена фразами про электронные рецепты и медицинские заключения в электронной форме и статья про права медицинских организаций.
В первой версии документа говорилось о создании «федеральных регистров лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями». Теперь — о ведении «федеральных регистров лиц, страдающих заболеваниями, указанными в части 1 настоящей статьи» (статья 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации«). Это социально значимые заболевания и заболевания, представляющие опасность для окружающих.
Вестись они должны «уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном правительством Российской Федерации». Состав сведений, включающихся в эти регистры, также устанавливается правительством. (В предыдущей версии состав сведений был определен непосредственно в тексте законопроекта.)
Раздел про информационные системы в сфере здравоохранения существенно не изменился. ИС эти включают Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и иные медицинские ИС, в которых осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществляемой ими деятельности в сфере охраны здоровья.
Ранее Минздрав выкладывал на общественное обсуждение законопроект о введении с 1 июля электронных больничных и рецептов. Пункты из этого документа вошли в новую версию законопроекта о телемедицине.
Вступление в силу закона намечено на январь 2017 года. Пункты, касающиеся выдачи рецептов на лекарственные препараты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ, рецептов на лекарственные средства для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в форме электронных документов, должны вступить в силу с 1 января 2018 года.
Напомним, что в Госдуму в конце мая депутатом Леонидом Левиным уже был внесен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 10 Федерального закона «О персональных данных», направленный на урегулирование применение современных информационных и телекоммуникационных технологий в системе оказания медицинских услуг. Законопроект еще находится на рассмотрении.
Основными темами для изучения и обучения станут электронная система здравоохранения в Российской Федерации, государственная система автоматизированного управления здравоохранением, система электронного документооборота при оказании медицинской помощи, государственный портал здравоохранения, развитие сегмента сети Интернет в здравоохранении, законодательное и нормативное обеспечение информатизации, инфраструктурная поддержка информационных систем в этой сфере и т.п.
По словам Лебедева, основная задача телемедицины - предоставить пациенту квалифицированную медицинскую помощь в любой точке России и мира, «независимо от наличия рядом медицинской организации или врача».
Завкафедрой так пояснил свою мысль: «Кому она [телемедицина] может быть нужна? Жителям труднодоступных районов и участникам удаленных мероприятий (это спортсмены, командировочные, путешественники и т.д.), пациентам с хроническими заболеваниями, пожилым люди, нуждающимся в регулярном мониторинге. Также возможностями телемедицины могут воспользоваться пациенты, нуждающиеся в консультации или втором мнении, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, спасатели во время работы, нуждающиеся в диспансеризации, когда мониторинг здоровья осуществляется на основании обработки больших данных, и пользователей социальных сетей.
Телемедицина включает дистанционное консультирование и консилиумы, как очные (например, через видеосвязь), так и заочные (по e-mail). С ее помощью можно осуществлять дистанционный мониторинг состояния здоровья с применением мобильных диагностических устройств, использованием специализированных врачебных и роботизированных пультов. Это наблюдение за состоянием здоровья больных хроническими заболеваниями (диабет, ишемическую болезнь сердца и т.д.) или мониторинг пациентов с целью уточнения (подтверждения) диагноза и пр.
Еще одно очень важное направление телемедицины – это телехирургия, дающая возможность проведения операций с применением роботов, когда хирург находится на удалении от пациента. Также телемедицина позволяет покупать лекарственные препараты в электронных аптеках, в т.ч. с применением электронных рецептов.»