Минстрой разъяснил новые правила ведения ГИС обеспечения градостроительной деятельности регионального уровня

4324

Новые правила ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности регионального уровня (ГИСОГД) утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 года № 279.

Подписанным постановлением утверждаются:

  • правила ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
  • правила предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
  • перечень сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, доступ к которым осуществляется без взимания платы с использованием официальных сайтов в сети Интернет.

В пресс-службе Минстроя России прокомментировали документ.

К 1 января 2022 года сведения, документы и материалы, ранее размещенные в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности муниципальных районов и городских округов, должны быть размещены в ГИСОГД региона.

Новые правила призваны ускорить процессы цифровизации строительной отрасли в регионах, что в глобальном смысле сделает отрасль максимально открытой, прозрачной и предельно понятной для всех участников градостроительной деятельности, считает министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев.

«В 2019 году Минстрой России провёл мониторинг, согласно которому 25 субъектов заявили о запуске в какой-либо форме региональной ГИСОГД, ещё 27 сформулировали планируемые сроки запуска системы. Новые правила позволят внедрить систему всем регионам и получить оперативный доступ к информации для качественного предоставления электронных государственных и муниципальных услуг в строительной отрасли. В обозримом будущем полная информация о развитии любой территории будет доступна на карте России, это позволит органам управления иметь актуальную картину о состоянии дел в отрасли, а инвесторам грамотно прогнозировать перспективы работы в том или ином субъекте», – пояснил Владимир Якушев.

Минстрою России по согласованию с Минкомсвязью России поручено до 1 июля 2020 года утвердить следующие документы:

  • технические требования к ведению реестров ГИСОГД;
  • методику присвоения регистрационных номеров сведениям, документам, материалам, размещаемым в ГИСОГД;
  • справочники и классификаторы, необходимые для обработки указанных сведений, документов, материалов;
  • форматы предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в ГИСОГД.

Новые правила ведения региональных ГИСОГД разграничивают и определяют понятия сведений, документов и материалов ГИСОГД, детализируют компетенцию оператора информационной системы.

Правилами ведения ГИСОГД предусматривается размещение сведений, документов, материалов в информационной системе по разделам информационной системы в рабочей области государственного значения или в рабочей области местного значения с определением соответствующих прав доступа органов (организаций), уполномоченных на ведение ГИСОГД.

Как сказано в комментарии, впервые на нормативном уровне определены и закреплены основания для отказа в размещении в информационной системе сведений, документов, материалов, в числе которых несоответствие форматов направленных сведений, документов, материалов форматам, установленным для направления таких сведений, документов, материалов.

Введена обязанность органов, осуществляющих ведение ГИСОГД, при размещении сведений, документов, материалов, содержащих информацию о местоположении существующих и проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения), электрических сетей, сетей связи и иных сетей коммунальной инфраструктуры, обеспечивать актуализацию, обработку и систематизацию такой информации путем внесения ее в форме векторных пространственных данных в планы наземных и подземных коммуникаций.

При этом планы наземных и подземных коммуникаций должны содержать ссылки на сведения, документы, материалы, на основе которых в них содержится информация о местоположении существующих и проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения, электрических сетей, сетей связи и иных сетей коммунальной инфраструктуры.

Правилами ведения ГИСОГД расширены и детализированы требования к технологиям, программным, лингвистическим, правовым, организационным и техническим средствам обеспечения ведения ГИСОГД, включающие почти два десятка пунктов, призванных обеспечить эффективное и результативное функционирование системы.

Вся информация должна размещаться в ГИСОГД исключительно в электронной форме и в форматах, установленных правилами ведения системы.

Дополнен перечень разделов. Среди новых разделов: «Нормативы градостроительного проектирования», «Правила благоустройства территории», «Зоны с особыми условиями использования территории», «План наземных и подземных коммуникаций», «Программы реализации документов территориального планирования», «Информационные модели объектов капитального строительства».

В правилах предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в ГИСОГД, дифференцированы размеры платы за их предоставление.

При этом в перечень сведений, документов, материалов, содержащихся ГИСОГД, доступ к которым осуществляется на официальных сайтах бесплатно, включены:

  • все виды градостроительной документации и нормативы градостроительного проектирования, правила благоустройства;
  • сведения о выданных разрешениях на строительство, реконструкцию и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, разрешениях на условно разрешенный вид использования, разрешениях на отклонения от предельных параметров строительства объекта капитального строительства, о соглашении об установлении сервитута, о решении об установлении публичного сервитута;
  • сведения о создании искусственных земельных участков на территориях муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации;
  • сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий и об их характеристиках, в том числе об ограничениях использования земельных участков в границах таких зон;
  • положения об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения на территории субъекта Российской Федерации;
  • лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях лесного фонда.

Формат доступа к данной информации должен обеспечивать просмотр векторных моделей (карт) в интернет-браузере, просмотр характеристик выбранных пользователем объектов, включая информацию о местоположении, в том числе представленную с использованием координат, а также сохранение у пользователя просматриваемой информации в формате pdf.

Комментарий эксперта

Наталья Резина, директор портфеля проектов ООО «МетаПрайм», член экспертного совета по вопросам цифрового развития Ленинградской области:

В связи с принятием постановления правительства РФ от 13.03.2020 №279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» утратило силу постановление правительства №363 от 09.06.2006, а также приказ Минрегионразвития РФ от 30.08.2007 №85 «Об утверждении документов по ведению ИСОГД».

Положение к приказу определяло порядок ведения книг в составе ИСОГД и порядок присвоения регистрационных и идентификационных номеров. Кроме того, из порядка ведения книг следовал состав сведений (атрибутов), которые надлежало вносить при регистрации документа, и, что крайне важно — был определен состав и содержание справочников и классификаторов, которые надлежало использовать при внесении сведений. В состав классификаторов был включен классификатор документов.

Безусловно, очень важно, что наконец-то определен порядок ведения ГИСОГД субъекта РФ, поскольку отмененные постановление и приказ определяли порядок ведения ИСОГД, полномочия по ведению которой были возложены на органы местного самоуправления, в то время как Градостроительный кодекс ввел с 1.01.19 обязанность по созданию ГИСОГД субъектов РФ. В отсутствии правил ведения ГИСОГД субъектов регионам, создавшим ГИСОГД в 2019 году, пришлось самостоятельно определять регламенты ведения информации в системе, опираясь на недостаточно детализированные указания в федеральном законе, а также устаревшие нормативные акты по муниципальной ИСОГД.

Очевидно, что региональные системы, созданные на базе типовых тиражируемых решений, размещенных в Национальном фонде алгоритмов и программ, не соответствуют новому порядку и должны быть модернизированы. Модернизированы должны быть и системы, заявленные как типовое тиражируемое программное обеспечение (ТТПО). Возможно, что Минстрой все-таки в этот раз сделает рациональный шаг и формализует правила «зачисления» систем в «типовые тиражируемые», учтя при этом периодическое изменение требований к таким системам — наверняка очередные изменения произойдут при появлении ГИСОГД РФ и потребуется очередная доработка систем. Регионы же, использующие ТТПО, должны быть уверены при своих внедрениях, что все федеральные требования учтены и каждому субъекту отдельно не придется нести затраты на однотипные доработки.

Но перед тем как в очередной раз объявить список ТТПО, актуального в 2020 году, должны быть разработаны и приняты дополнительные регламенты по ведению ГИСОГД субъектов. Такие регламенты должны быть приняты именно на федеральном уровне, чтобы достичь нужной унификации.

На мой взгляд должны быть как можно скорее разработаны и приняты:

  • положение, определяющее порядок присвоения регистрационных номеров;
  • положение, определяющее обязательные классификаторы и справочники, по крайней мере — классификатор документов. Принимая во внимание общие и понятные задачи по сокращению затрат на ведение систем и времени на формирование справочных и разрешительных документов, предоставляемых в рамках государственных и муниципальных услуг, классификатор документов должен быть дополнен требованиями к содержанию (частям документа или пакета документов, подлежащих размещению в ГИСОГД);
  • постановления/распоряжения или приказы, определяющие машиночитаемые формы градостроительных документов, по сути — спецификации предоставляемых градостроительных документов. Необходимо при этом четко указывать необходимость использования открытых форматов и не допускать закрытых форматов, требующих повсеместного приобретения специализированного, как правило импортного ПО. Например, к таким форматам относится DWG (один из наиболее распространенных форматов хранения проектных данных – ред.);
  • приказы, определяющие регламенты и спецификации взаимодействия ГИСОГД. субъектов с федеральными системами через СМЭВ. Информационное взаимодействие с подобными системами на сегодня отсутствует, что требует дублирования ручного ввода информации;
  • методические рекомендации по ведению ГИСОГД субъектов. Большинство пользователей уже столкнулись или столкнуться в самое ближайшее время с тем, что требования Градостроительного кодекса и его подзаконных актов не применимы к ранее утвержденным градостроительным документам.

Недостаточная определенность в требованиях федерального уровня приводит сегодня к тому, что регионам требуется подготовиться к растянутой во времени доработке своих систем. Вопросы регионов есть уже сейчас и необходимо сформировать единые рекомендации. Возможно даже требуется создать центр компетенций или методического сопровождения ГИСОГД субъектов.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: