Минкомсвязь предлагает внести в законодательство базовые термины, касающиеся работы Интернета, и создать ГИС целостности Рунета

Законопроект, вводящий определения в области интернет-услуг, а также дополняющий цели Федерального закона «О связи» указанием на самостоятельную цель «обеспечение целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”», выложен Минкомсвязью для общественного обсуждения.

Основанием для разработки законопроекта служит решение Совета безопасности Российской Федерации.

Как сказано в пояснительной записке, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» подготовлен в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в телекоммуникационной сфере с учетом современных тенденций развития и внедрения перспективных технологий.

Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О связи» (статья 2 Закона), дополняются целым рядом определений, применяемых в области оказания услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вместе с тем, законопроект вводит определение понятия «линия передачи» и уточняет установленный статьей 9 Федерального закона «О связи» порядок строительства, эксплуатации, в том числе обслуживания, и учета линий связи и линий передачи, пересекающих государственную границу.

Законопроект предлагает ввести отдельные нормы, регулирующие критическую инфраструктуру Интернета. Правительство Российской Федерации предлагается наделить полномочиями по определению порядка управления и функционирования отдельными элементами критической инфраструктуры.

Предполагается также создание в России государственной информационной системы обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети «Интернет» (ГИС). Законопроект закрепляет возможности использования данной ГИС операторами связи.

Согласно тексту законопроекта, критическая инфраструктура сети «Интернет» является составной частью информационной инфраструктуры, представляющая собой совокупность сетей связи, систем и ресурсов сети «Интернет», функционирование которых может существенным образом влиять на целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности объектов информационной инфраструктуры российского национального сегмента сети «Интернет».

К критической инфраструктуре российского национального сегмента сети «Интернет», относятся:

а) национальная доменная зона ru, .рф и инфраструктура, обеспечивающая ее функционирование;

б) системы точек обмена трафиком, критерии отнесения к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи;

в) государственная информационная система обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российской части сети «Интернет», предусмотренная статьей 21.2 настоящего Федерального закона;

г) инфраструктура автономных систем сети «Интернет», критерии отнесения к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Определения, вводимые законопроектом:
автономная система – совокупность средств связи и (или) иных технических средств под единым техническим и административным управлением, имеющая единую политику маршрутизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и идентифицируемая в ней единым номером автономной системы;

IP-адрес – уникальный идентификатор средства связи или иного технического средства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

российский национальный сегмент сети «Интернет» - совокупность информационно-коммуникационных сетей, систем, ресурсов сети «Интернет», размещенных на территории Российской Федерации и зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, и национальной доменной зоны .ru, .рф, а также ресурсов, отнесенных к национальному сегменту РФ на основании соответствующих международных договоров;

инфраструктура российского национального сегмента сети «Интернет» – совокупность находящихся под юрисдикцией Российской Федерации линий связи и средств связи, а также объединяющих их сетей связи и информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих функционирование автономных систем российских физических и юридических лиц, их взаимодействие между собой и с автономными системами иностранных физических и юридических лиц;

точка обмена трафиком – технологическая система, обеспечивающая подключенным к ней сетям связи и (или) информационным системам, имеющим номер автономной системы, возможность передачи трафика между ними в сети «Интернет» через указанную технологическую систему;

владелец точки обмена трафиком – российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющий и (или) пользующийся на праве собственности или на ином законном основании точкой обмена трафиком;

реестр имен национальной доменной зоны .ru, .рф – технологическая система, содержащая записи об именах национальных доменных зон и лицах, на имя которых осуществлена регистрация имен национальных доменных зон;

администратор национальной доменной зоны верхнего уровня (доменные зоны .ru, .рф) – российское юридическое лицо, учредителем которого является федеральный орган исполнительной власти в области связи, осуществляющее деятельность по управлению использованием национальной доменной зоны .ru, .рф и оказанию услуг по внесению изменений в реестр имен национальной доменной зоны .ru, .рф;

национальная доменная зона .ru, .рф – область иерархического пространства доменных имен сети «Интернет», обозначающаяся уникальным доменным именем, выделенная для Российской Федерации и совпадающая с международным кодом государства – Российской Федерации. Доменные имена сети «Интернет» имеют общие идентификаторы .ru или .рф;

линия передачи – совокупность средств связи и используемой ими среды распространения сигнала электросвязи, обеспечивающая возможность организации каналов связи и передачи сообщений электросвязи.

ГИС, как предполагается, обеспечит обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации об автономных системах, IP-адресах, точках обмена трафиком и иных критических элементах российского национального сегмента сети «Интернет», информации об интеграции российского национального сегмента сети «Интернет» с международными сетями связи, а также маршрутно-адресной информации в сетях передачи данных и российского национального сегмента сети «Интернет».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в юрисдикции Российской Федерации и использующие номер автономной системы и (или) IP-адрес, обязаны представить сведения для размещения в системе в составе и порядке, установленном правительством Российской Федерации, сказано в документе.

Владельцы точек обмена трафиком обязаны предоставить сведения для размещения в системе в составе и порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в области связи является государственным заказчиком, ответственным за координацию работ по созданию, эксплуатации и модернизации системы. Оператор системы определяется правительством Российской Федерации.

Минкомсвязь России предлагает финансировать работу государственной информационной системы из резерва универсального обслуживания.

Общественное обсуждение документа продлится до 24 ноября.

Ранее президент России объявил защиту информационного пространства России одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности. Об этом подробно читайте интервью помощника президента Игоря Щеголева для D-Russia.ru «Учения подтвердили недостаточную устойчивость Рунета при недружественных «целенаправленных действиях» >>>

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: