Вчера Mail.ru Group и UCP объявили о сделке, в результате которой группа стала владельцем 100% крупнейшей социальной сети Рунета «ВКонтакте». Mail.ru Group выкупила у UCP 48,01% социальной сети за $1,47 млрд, оценив, таким образом, всю «ВКонтакте» в $3 млрд. Всего с 2007 года Mail.ru Group потратила на покупку «ВКонтакте» $2,07 млрд, говорится в ее сообщении. После появления этой новости стоимость GDR Mail.ru Group на Лондонской фондовой бирже выросла на 6,7% — до $32 за бумагу, сообщила газета «Ведомости».
Всю сделку Mail.ru Group оплатила наличными средствами. Группа использовала все имеющиеся у нее на счетах средства — $885 млн (на конец II квартала 2014 года их было даже меньше — $706 млн) и привлекла четырехлетний кредит Газпромбанка на 22,2 млрд руб. ($585 млн) под 11,5% годовых. Mail.ru Group потратила почти все свои средства, остался лишь небольшой запас, говорит близкий к группе человек. Впрочем, он рассчитывает на скорое пополнение счетов, поскольку осенью интернет-компании традиционно продают много рекламы.
UCP стал совладельцем «ВКонтакте» весной 2013 года, выкупив 48% у бывших партнеров основателя компании Павла Дурова — Вячеслава Мирилашвили и Льва Левиева. Сумма сделки не раскрывалась, но человек, знакомый с ее участниками, говорил «Ведомостям», что она составила $0,9 млрд. Если так, то UCP мог заработать на инвестициях во «ВКонтакте» $570 млн.
Вчерашняя сделка завершает трехлетний период вражды между UCP, Mail.ru Group и Дуровым: стороны договорились об отзыве всех взаимных претензий. Кроме того, UCP вернет Дурову три компании, выкупленные у Неффа, сообщила Mail.ru Group. Партнер UCP Виктория Лазарева говорит, что фонд «удовлетворен сделкой и подтверждает полное урегулирование споров и освобождение от взаимных претензий».
Стратегический смысл сделки очевиден, отметил гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин: ежемесячная аудитория Mail.ru Group по всему миру в одночасье возрастает до 92 млн пользователей (данные Comscore за июль 2014 года). Российская аудитория всех проектов Mail.ru Group без учета «ВКонтакте» в июле составляла, по данным TNS, 60,5 млн пользователей. Вдобавок группа теперь будет консолидировать финансовые показатели «ВКонтакте»: прошлый год социальная сеть завершила с 3,8 млрд руб. выручки и 53 млн руб. чистой прибыли, а первую половину 2014 г. — с 2 млрд и 248 млн руб. соответственно. Около 50% выручки «ВКонтакте» зарабатывает на рекламе, остальное — платежи пользователей. Выручка самой Mail.ru Group в первом полугодии составила 15,1 млрд руб., в том числе рекламная — 4,7 млрд руб.