Американский производитель программного обеспечения Adobe Systems 16 сентября сообщил ФНС о ликвидации своей компании в России, и 24 сентября она снята с налогового учета, сообщают «Ведомости». Российское представительство компании, таким образом, ликвидировано.
Однако программные продукты Adobe будут продаваться в РФ ровно так же, как это было до сих пор – через специализирующиеся на торговле софтом предприятия. Схема распространения остается прежней. Дело облегчается тем, что Adobe вот уже год как отказалась от коробок с дисками и документацией – потребителю предлагается либо электронная дистрибуция, либо облачные сервисы. Сейчас российских продавцов продуктов Adobe снабжают электронными ключами два иностранных дистрибутора, и с уходом представительства вендора из России тут ничего не изменится.
Транснациональные софтверные компании вообще никогда не вели в России коммерческой деятельности – продажами занимаются их местные партнеры. Представительства отвечают за маркетинг, борьбу с пиратами, GR, обучение, иногда – за локализацию (перевод интерфейса на русский язык) и уж совсем изредка в прошлые времена отвечали за производство дисков и коробок.
Еще участвовали в крупных интеграционных проектах. Но это не случай Adobe – какая и зачем интеграция нужна, если вы покупаете Photoshop?
По мнению собеседников D-Russia.ru, уход Adobe продиктован исключительно прагматичными соображениями. Ни санкции, ни предполагаемое 10-процентное обложение доходов от продаж лицензий на это решение не повлияли. От ликвидации российской «дочки» Adobe ничего не потеряет в доходах.
Рынок становится прозрачнее, движется в сторону честной конкуренции. На тендерные закупки софта идут даже средние компании, заинтересованные в увеличении производительности труда своих сотрудников за счет покупки минимально необходимого числа лицензий. Продавцам это выгодно – они избавляются от посредников в лице работников российского представительства вендора. О специальной категории специалистов, которые посредничали не между производителем и потребителем, а между потребителем и продавцом (вспомните, например, термин Large Account Reseller — LAR), теперь можно безболезненно отказаться, что Adobe и сделала. Софт — и это тоже важно — перестает быть удобным инструментом растраты бюджета (например, путем ежегодной закупки одних и тех же лицензий).
Функции GR в России у Adobe сводились к борьбе с пиратами, но эта задача эффективнее решается «отгрузкой» решений из облака.
Adobe Systems, напомним, оказалась в 2001 году в центре ею же затеянного международного скандала – по доносу компании ФБР арестовала в Лас-Вегасе сотрудника российской софтверной компании ElcomSoft Дмитрия Склярова после сделанного им на конференции DEFCON доклада об уязвимости одной из разновидностей формата PDF разработки Adobe. Компания обвинила нашего программиста в нарушении закона об авторских правах в цифровую эпоху (Digital Millenium Copyright Act, DMCA). В защиту Склярова прошли демонстрации в США и других странах. Вскоре он был отпущен на свободу, а ElcomSoft взяла на себя ответственность по иску и выиграла дело против Минюста США в окружном суде Сан-Хосе.
В настоящее время формат PDF/А (одна из открытых модификаций PDF) рекомендован экспертным советом Минкомсвязи РФ в качестве формата электронного документа для межведомственного документооборота.
Продукты Adobe Acrobat Reader для чтения файлов PDF и клиентская часть мультимедийной платформы Adobe Flash распространяются бесплатно, они установлены почти на каждом компьютере.