Концепцию Национальной системы управления данными обсудили в Москве

Концепция Национальной системы управления данными обсуждалась в четверг рабочей группой по цифровому госуправлению АНО «Цифровая экономика», документ представил руководитель Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко, сказано в сообщении АНО.

«Единой среде государственных данных необходима правовая основа, и чтобы её создать, мы подготовили концепцию Национальной системы управления данными», – заявил Онищенко.

По итогам обсуждения его участники договорились доработать текст концепции, «чтобы усилить фокус внимания на выгодах и преимуществах проекта для бизнеса и граждан».

Национальная система управления данными (НСУД) – проект создания единой информационной среды, которая позволит повысить эффективность принимаемых государственных решений за счёт интеграции актуальных данных из множества государственных систем, реестров и баз данных. В настоящее время количество зарегистрированных федеральных государственных информационных систем превышает 300. Ещё большее количество систем находятся в эксплуатации у федеральных и региональных органов власти, не имея статуса зарегистрированных ГИС.

Национальная система управления данными будет интегрирована с основными элементами инфраструктуры электронного правительства, государственными справочниками и классификаторами (такими, как федеральная информационная адресная система, классификатор ОКВЭД и пр.). НСУД также станет интерфейсом доступа к многочисленным данным, которые создаются государственными органами в процессе их деятельности: о материальных объектах, их правовой истории и эксплуатации, изменениях статусов юридических и физических лиц, движении товаров, результатах оказания госуслуг и так далее.

По мнению руководителя рабочей группы «Цифровой экономики» по цифровому госрегулированю Олега Фомичёва, в представленной концепции НСУД основные акценты сделаны на интересах государства и оптимизации межведомственного взаимодействия. Однако у системы есть большой потенциал для повышения качества взаимодействия государства с бизнесом и гражданами. По мнению Фомичёва, при доработке концепции необходимо сфокусировать внимание на сквозных государственных сервисах, использующих различные источники данных в различных ведомствах, в различных ветвях и уровнях системы госуправления.

«Практическую ценность создаваемой системы можно проиллюстрировать несколькими примерами. Допустим, у компании изменился директор или адрес. Кроме изменения данных в ЕГРЮЛ это влечет необходимость взаимодействия с различными госорганами и переоформления лицензий, разрешений, свидетельств и т.п. Аналогично, в ситуации смены фамилии при вступлении в брак гражданину помимо нового паспорта потребуется обновить ряд документов. Есть и другие примеры, которые, например, касаются отчетности в различные надзорные органы, которая содержит одни и те же или схожие данные. Собственно, НСУД должна стать тем техническим инструментом, который позволить поддерживать согласованность данных госинформсистем, избежать их дублирования в базах данных и необоснованной избыточности их истребования у бизнеса», — прокомментировал Фомичёв.

Наряду с концепцией Национальной системы управления данными рабочая группа рассмотрела дорожную карту разработки и внедрения НСУД на период до 2024 года.

В 2020-21 годах запланированы разработка и утверждение нормативной базы НСУД, согласование и внедрение в практику всех госорганов единых стандартов данных в НСУД, а также доработка и тестирование основного функционала системы. В эксплуатацию, согласно «дорожной карте» НСУД может быть запущена в конце 2021 года. После этого начнётся трехлетний период гармонизации данных, доступных в НСУД, и подключение к её интерфейсам различных ведомств и государственных информационных систем.

Справка

В феврале глава Росстата Александр Суринов на годовой коллегии ведомства рассказал, что программа «Цифровая экономика» определяет переход официальной статистики на модернизированную технологическую основу через создание федеральной системы управления данными. Ядром этой системы должна стать цифровая аналитическая платформа. Цель создания платформы – максимально снизить отчётную нагрузку на респондентов, сделать процесс сбора данных «незаметным» и необременительным для бизнеса и населения. Сегодня сбор данных от респондентов осуществляется в рамках огромного количества нормативно-правовых актов, которые издаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В марте правительство поручило Минэкономразвития, Минфину, Минкомсвязи представить до 26 апреля 2018 года согласованные предложения по построению национальной системы управления данными на базе Росстата с учётом мероприятий, предусмотренных программой «Цифровая экономика Российской Федерации».

О национальной системе управления данными говорил в октябре на «ПРОФ-IT.2018» замглавы Минэкономразвития Савва Шипов. По его словам, понадобится создать систему мастер-данных, в которой будут храниться сведения обо всех первичных данных, которые содержатся в государственных реестрах. Необходимо унифицировать все формы отчетности, договорится, что мы не собираем одну и ту же информацию разными органами по нескольку раз. Сбор данных при этом должен происходить через подключение к информационным системам. Также понадобится придание реестровым данным юридического значения. В конечном итоге мы должны выйти на архитектуру управления изменениями.

О концепции управления изменениями пишет в своей статье для D-Russiaa.ru и директор департамента государственного управления министерства экономического развития Российской Федерации Павел Малков.

В июле для общественного обсуждения был опубликован проект закона, устанавливающего основы систематизации и гармонизации информации в РФ; уполномоченными органами, отвечающими за систематизацию и гармонизацию должны стать Минфин и Минкомсвязь соответственно. Документ пока находится в разработке.