Нормативное регулирование цифровой среды

1789

Об авторе: Павел Малков, директор департамента государственного управления министерства экономического развития Российской Федерации

В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача по созданию системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрению гражданского оборота на базе цифровых технологий.

Решению этой задачи посвящен федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», разработанный Минэкономразвития России совместно с АНО «Цифровая экономика», фондом «Сколково» и федеральными органами исполнительной власти.

Необходимо решить две ключевые задачи. С одной стороны, сформировать нормативные предпосылки для развития современных технологий и внедрения их во все сферы общественной жизни. С другой стороны, дать ответы на многочисленные проблемные вопросы, связанные с развитием цифровой экономики.

Предусматривается разработка порядка 70 пакетов законопроектов, которые охватывают абсолютно разные темы: начиная с вопросов идентификации личности и заканчивая налоговыми льготами для инновационных предприятий.

Из их числа сформирован перечень приоритетных законопроектов, который был одобрен наблюдательным советом АНО «Цифровая экономика» и вошел в паспорт национальной программы «Цифровая экономика». В перечень включено более 20 приоритетных документов, которые в ближайшие полгода-год станут законами.

Перечень приоритетных законопроектов можно условно разделить на несколько блоков.

Первый блок – регулирование вопросов оборота цифровых финансовых активов и краудфандинга. Законопроекты разработаны и приняты государственной думой в первом чтении 22 мая 2018 года, сейчас дорабатываются для второго чтения.

Второй блок – это формирование электронной цифровой среды доверия. Подготовлен законопроект, который ужесточает требования к удостоверяющим центрам, выдающим электронную подпись. В результате работа удостоверяющих центров станет более прозрачной и подконтрольной. При этом законопроект предусматривает сохранение частных удостоверяющих центров, что позволит остаться на рынке организациям, которые имеют положительный опыт работы и отвечают требованиям законодательства.

Также для создания цифровой среды доверия необходимо расширить способы и виды идентификации граждан в онлайн-среде, чтобы облегчить им пользование услугами различных организаций.

Третий блок – это регулирование электронных сделок. Подготовлен законопроект, который закрепляет за электронной формой сделки самостоятельное значение, тождественное письменной форме.

Кроме того, требуется урегулировать правила ведения электронных архивов. С развитием цифровой экономики взаимодействие все больше переходит в цифровой формат, и документы уже не нужно составлять на бумаге. При этом организации по-прежнему несут серьезные издержки на создание и поддержание бумажных архивов. Исходя из этого, необходимо закрепить механизмы создания электронных архивов, а также продумать вопросы юридической значимости создаваемых и сохраняемых документов: как поместить электронный документ на архивное хранение, какой подписью заверить, что делать, если истек срок действия электронной подписи, и многое другое.

Для дальнейшего перехода гражданско-правовых отношений в цифровой формат также подготовлен ряд законодательных инициатив в области нотариата. Они предусматривают возможность использования электронных документов и совершения дистанционных действий нотариусами.

Четвертый блок предусматривает ряд мер по налоговому стимулированию. Сейчас продолжается дискуссия вокруг перечня конкретных мер.

Наконец, пятый блок – это регулирование оборота данных. Это деликатная тема, требующая внимательного сопоставления интересов бизнеса с защитой прав граждан. Все признают, что согласие на обработку персональных данных, оформленное и подписанное на бумаге, – это крайне устаревший и неэффективный механизм. Также сложно каждый раз требовать согласие гражданина на каждую новую задачу для работы с персональными данными.

Необходимость облегчения работы с согласиями на обработку персональных данных не вызывает серьезных нареканий, в то же время есть задачи, которые требуют содержательной дискуссии. Например, при каких условиях обезличенные данные следует выводить из-под действия законодательства о персональных данных или можем ли мы на подзаконном уровне расширять случаи обработки чувствительных категорий персональных данных, касающихся расовой или национальной принадлежности, политических взглядов или состояния здоровья.

Помимо перечисленных пяти блоков есть и другие приоритетные задачи.

Например, это внесение изменений в трудовое законодательство, позволяющих перевести трудовые книжки в электронный вид и ввести электронный кадровый документооборот внутри организаций. В части электронных трудовых книжек законопроект предполагается принять в середине следующего года. Вопрос по переходу к электронному кадровому документообороту в целом планируется законодательно решить в 2020 году.

Также предстоит разрешить описывать объекты интеллектуальной собственности в виде цифровых моделей при их государственной регистрации, установить приоритет электронных записей в реестрах над бумажными документами и многое другое.

Помимо разработки отдельных законопроектов, есть и более комплексные задачи, связанные с формированием нормативной среды цифровой экономики.

Минэкономразвития России планирует подготовить две концепции: концепцию комплексного правового регулирования и концепцию управления изменениями.

Эти документы должны адаптировать существующие инструменты регулирования к меняющейся реальности и задать новую систему координат для регулирования цифровой среды.

Например, при работе над концепцией управления изменениями планируется разработать законопроект о так называемых «правовых песочницах». Тема развития и применения «правовых» или «регулятивных» песочниц в последние годы весьма популярна. Уже есть проекты, призванные создать такие песочницы не только внутри стран, но и на международном, трансграничном уровне. Есть аналогичные инициативы и в России. Например, Банк России принял три приказа и уже запустил в работу финтех-песочницу, и по итогам ее работы в следующем году будет обсуждаться необходимость изменений в законодательство страны. Одновременно с этим, Минэкономразвития России работает над законопроектом, который определит статус «регулятивной песочницы», ее основные особенности и требования, условия и преференции для ее участников, а также урегулирует иные вопросы.

Полагаем, что перечисленные меры позволят придать новый импульс развитию цифровых технологий и создать благоприятные условия для формирования цифровой экономики в России.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Что написано пером, того не вырубишь топором!)
    Есть многовековой опыт как сохранения сведений, так и их фальсификации и, возможно, раскрытием фальсификации.
    Электронные документы легче уничтожить, они доступны только при наличии определенных условий (электроэнергия, исправные канал связи и компьютер). Когда-то таких условий может не быть.
    Даже распределённое хранение – блокчейн не спасёт.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

тринадцать − 5 =