Какие нарушения операторы ПД допускают чаще всего – семинар Роскомнадзора

Публичный семинар для операторов персональных данных по итогам контрольно-надзорной деятельности Роскомнадзора за девять месяцев 2020 года прошёл в четверг.

Заместитель начальника управления по защите прав субъектов ПД – начальник отдела правового и методического обеспечения ведомства Альфия Гафурова выступила на семинаре с докладом «Социальная ответственность операторов: взгляд гражданского общества».

За девять месяцев 2020 года в Роскомнадзор и его территориальные органы поступило 32 тысячи обращений граждан. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (37 тысяч обращений) количество обращений сократилось на 14%.

Количество поступающих жалоб на коллекторские агентства снизилось на 33,8%, на операторов связи – на 10,9%, на интернет-сайты – на 41,5%, на ЖКХ – на 13,1%.

Однако количество поступающих жалоб на действия банков и кредитных организаций возросло на 6,4%, на социальные сети – на 0,6%, на СМИ – на 15,9%.

Больше всего подтверждённых жалоб пришлось на интернет-сайты, следует из презентации ведомства.

Какие нарушения операторы ПД допускают чаще всего – семинар Роскомнадзора
Слайд презентации доклада Альфии Гафуровой.

По результатам рассмотрения жалоб граждан за 10 месяцев 2020 года составлено 98 протоколов об административном правонарушении по ст. 13.11 КоАП РФ (Нарушение законодательства РФ в области персональных данных), направлено 2121 требование об устранении нарушений. Сумма наложенных штрафов составила 427 тысяч рублей. В реестр нарушителей прав субъектов ПД внесено 712 ресурсов.

Какие нарушения операторы ПД допускают чаще всего – семинар Роскомнадзора
Слайд презентации доклада Альфии Гафуровой.

Гафурова перечислила типовые нарушения в различных сферах, рассказала о возможных причинах таких нарушений и методах их устранения, привела примеры отдельных обращений и пояснила результаты их рассмотрения. Примеры включали обработку биометрических ПД, обработку фото и видеоизображений, локализацию баз персональных данных.

Типовые нарушения в интернет-сфере:

  • невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки ПД, или сведениям о реализуемых требованиях к защите ПД;
  • отсутствие на сайте [запроса] согласия [посетителя] на обработку персональных данных;
  • возможность использования размещённых ПД на других ресурсах.

Типовые нарушения в сфере связи:

  • обработка ПД без правовых оснований (при оформлении SIM-карт);
  • непринятие мер по уничтожению ПД, обрабатываемых при оформлении договора о приобретении абонентского номера без согласия абонента.

Типовые нарушения в банковской сфере:

  • невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту ПД информации, касающейся обработки его ПД;
  • продолжение обработки ПД после отзыва согласия или прекращения договорных обязательств, по достижении цели обработки ПД;
  • обработка ПД третьих лиц (поручителей) без наличия правовых оснований.

Типовые нарушения в сфере ЖКХ:

  • нарушение условий конфиденциальности (распространение ПД в подъездах жилых домов);
  • отсутствие у организаций в сфере ЖКХ первоначальных оснований для осуществления деятельности, в том числе в сфере обработки ПД;
  • нарушения при обработке ПД субъектов в рамках вывоза ТКО.

Типовые нарушения в сфере торговли:

  • использование ПД в рекламных целях при рассылке рекламных сообщений, при оформлении различных программ лояльности.
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: