Как Facebook и другие платформы манипулируют пользователями при реализации их прав на приватность

В августе 2020 года журнал Wired опубликовал статью «Как Facebook и другие платформы манипулируют пользователями при реализации их прав на приватность», в которой утверждается, что популярные онлайн-платформы постоянно используют скрытые технологии, при помощи которых провоцируют пользователей на передачу больших объемов персональных данных.

В качестве примера в статье приводится скрытая технология, использовавшаяся Facebook в 2010 году. Интерфейс страницы сайта позволял пользователям «отказаться» от сайтов партнеров платформы, собирающих их персональную информацию. Однако все, кто отказывались, видели всплывающее окно с вопросом: «Вы уверены? Разрешение мгновенной персонализации даст вам больше возможностей при просмотре веб-страниц». Кроме этого, до недавнего времени Facebook предостерегала пользователей от отказа от распознавания лиц текстом следующего содержания: «Если вы выключите распознавание лиц, мы не сможем применить эту технологию, когда незнакомец использует вашу фотографию, чтобы выдать себя за вас». При этом кнопка включения настройки была яркой, а кнопка выключения была менее броской. Таким образом, по мнению авторов статьи, осуществлялась провокация пользователей на предоставление их персональных данных Facebook.

В качестве примеров в статье приводятся аналогичные способы применения скрытых технологий онлайн-платформами Instagram и LinkedIn. Также приводится концепция разделения типов скрытых технологий Колина Грея (Colin Gray), исследователя взаимодействия человека и компьютерных технологий Общественного университета исследования естественных наук Пердью (Purdue University). Грей и его соавторы занимались исследованием применения скрытых технологий онлайн-платформами с 2015 года и выделили пять следующих типов провокаций пользователей на передачу больших объемов персональных данных:

  • постоянное навязывание пользователю согласия;
  • создание искусственных препятствий для пользователя;
  • сокрытие информации от пользователя;
  • встроенность скрытой технологии в интерфейс;
  • активное принуждение пользователя.

Колин Грей также обращает внимание, что применение скрытых технологий не ограничивается социальными сетями. Данные технологии распространились по всему Интернету, особенно после вступления в силу Общего регламента Европейского союза по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR).

С момента вступления в силу положений GDPR в 2018 году, на сайты была возложена обязанность запрашивать у пользователей согласие на сбор определённых типов данных. В этой связи под предлогом соблюдения положений GDPR получили распространение скрытые технологии, при помощи которых осуществляется провокация пользователей на передачу больших объемов персональных данных оператору.

Колин Грей и его соавторы утверждают, что согласно исследованиям, в настоящий момент более 70% баннеров согласия на обработку персональных данных сайтов Европейского союза имеют под собой скрытые технологии. В то же время факт наличия скрытой технологии трудно определить как пользователям, так и контролирующим органам, что затрудняет возможность законодательного регулирования указанной области.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: