Болельщики вольны возмущаться неудобными для них расписаниями матчей Premier League и English Football League, однако они создаются компьютерными алгоритмами, а не составляются вредителями с целью доставить как можно больше проблем фанатам, пишет silicon.co.uk.
В годы, когда не проводятся крупные международные состязания, сообщения о предстоящих запланированных матчах становятся главными событиями футбольного лета – и ожидаются болельщиками, планирующими посещения стадиона.
Составление календаря первенства – комплексная задача, в которой требуется учитывать самые разные параметры: доступность стадионов, пожелания клубов или местных властей, условия поездки и наложение на время матча дат проведения других массовых мероприятий. К примеру, местный фестиваль цветов может означать, что все полицейские будут заняты поддержанием порядка там, и обеспечить порядок на стадионе будет некому.
Учесть все факторы «вручную» довольно сложно, поэтому Premier League и Football League (EFL, старейшая в мире футбольная лига) используют для составления расписаний средства анализа данных.
Для Premier League это с 1992 года делает компания Atos (французская корпорация, специализирующаяся на IT-консалтинге, системной интеграции, аутсорсинге бизнес-процессов, производстве серверного аппаратного обеспечения, традиционный IT-подрядчик Олимпийских игр – ред.), которая теперь отвечает также и за расписание EFL – в сезоне 2017-2018 общее количество матчей, расписание которых делает Atos, составит 2036.
В Англии, кроме того, алгоритм составления календаря может пренебречь расстояниями между городами и данными о климате. В России же расстояния и погода – важнейшие факторы, влияющие на спортивные результаты команд и посещаемость стадионов. Эти факторы не учитываются должным образом. Так, например, недавно составленный РПФЛ календарь сезона 2017-2018 определяет днём проведения самого популярного матча («Спартак»-ЦСКА) 10 декабря.
Возможно также, что некоторые команды по формальным (каким именно, публике не сообщают) причинам смогут избежать перелёта в Хабаровск, что поставит их в существенно более выгодные условия.
За составление календаря в Atos отвечает технический архитектор Гленн Томпсон (Glenn Thompson). Его часто называют самым влиятельным человеком в футболе, он определил время проведения более 60 тысяч матчей.
Разработанная Томпсоном модель учитывает требования лиги: из каждых пяти игр команды две должны быть домашними, а три – выездных, или наоборот; ни один клуб не должен выступать два раза подряд на своем или чужом поле. Эти и другие правила иногда приходится нарушать, но это происходит не по вине человека или алгоритма, а из-за технических причин, которые учитывает программа (например, неготовности стадиона). Так что английские болельщики могут быть уверены, что календарь их футбольного первенства составлен если и не оптимально, то, во всяком случае, беспристрастно.