Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи

На минувшей неделе в Сочи состоялся семинар «Современные возможности аналитики для цифровых СМИ», организованный «Фондом содействия развитию интернета», на котором обсуждался вопрос выживаемости интернет-СМИ в цифровую эпоху. Основной темой стали аналитические инструменты и их возможное влияние на дальнейшее развитие отрасли, изучение поведенческих характеристик аудитории, также много внимания было уделено заработкам в СМИ, заполонению Сети ложными новостями и методам их распространения, социальным сетям, цитируемости изданий и блогеров.

Список докладчиков
  • Идеолог системы INDEX Леонид Филатов
  • PR-директор проекта «Медиалогия» Надежда Жуковская
  • Автор поисковой технологии Avalanche Андрей Масалович
  • Главный редактор сайта Roem.ru Юрий Синодов
  • Директор фонда содействия и развития «Поддержки интернета» Сергей Зайцев
  • IAB Россия, председатель комитета по нативной рекламе и директор по развитию медиагруппы INFOX Наталья Кутушева

Анализ материалов – статистика и эмоциональный окрас

Идейный вдохновитель создания аналитической системы INDEX (index.ru) Леонид Филатов открыл мероприятие и рассказал на примере своей системы, какие возможности открывает для СМИ анализ и статистика сайта.

Платформа INDEX на данном этапе, который Филатов охарактеризовал как зачаточный, помимо стандартных параметров (посещаемость, география читателей, вид устройств) может показать такие характеристики, как дочитываемость материалов, вовлечённость и охват аудитории, степень уникальности текстов и пр. Это, в частности, позволяет создавать карточки журналистов и сравнивать авторов текстов по эффективности их работы.

Любопытна и такая функциональность системы, как психолингвистика, семантический анализ публикаций. Ещё до выхода материала система может оценить эмоциональный окрас текста (вызывает ли он гнев, содержит ли призыв к действию).

Для оценки предположительной эмоциональной реакции аудитории выбрана классическая медицинская типология – так, окрас материалов поделен на шизоидный, депрессивный, истерический, мазохистический, маниакальный, нарциссический, обсессивно-компульсивный, параноидный, психопатический. Такое разделение помогает давать рекомендации авторам и редакторам для лучшей персонализации текстов.

«Речь идёт не о диагнозах, а о типе личности», — уточнил Филатов.

Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи
Леонид Филатов

Работает система уже сейчас – для этого на сайте СМИ необходимо разместить специальный код, после чего начнётся сбор статистики. Помимо стандартных, возможны дополнительные опции, которые можно обсудить непосредственно с разработчиками.

Система тестировалась на протяжении полутора лет. В качестве одного из направлений её развития – своего рода «уберизации» издательской деятельности — платформа позволит «встречаться» авторам текстов, редакторам и издателям, и журналисты по аналогии с аукционами смогут продавать результаты своей деятельности, извлекать максимум доходов из своего труда. В свою очередь, редакторы смогут выставлять в системе своё техзадание и искать подходящих авторов.

«Личный кабинет» журналиста позволит, в частности, следить за эффективностью своих публикаций (охват, досматриваемость материалов и пр.).

По словам Филатова, на сегодняшний день INDEX внедрен во все государственные и негосударственные СМИ республики Дагестан, (22 сайта), это позволяет редакторам видеть реальную картину происходящего с их аудиторией, а министерству информатизации и массовых коммуникаций Дагестана оценивать сводную статистику по всем изданиям.

Сергей Зайцев раскрыл в своем выступлении детали системы – скриншоты статистики, её технические возможности.

Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи
Источники трафика СМИ
Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи
Восприятие публикации, вовлечённость, дочитываемость.
Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи
Сергей Зайцев

СМИ конкурируют с блогерами

PR-директор «Медиалогии» Надежда Жуковская представила свежий индекс цитируемости интернет-СМИ, блогеров, ТГ-каналов за февраль 2019 года.

Индекс цитируемости (ИЦ) — показатель, учитывающий количество ссылок на источник информации в других СМИ и влиятельность источника, опубликовавшего ссылку.

Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи
СМИ по цитируемости в СМИ. Левая колонка – ИЦ, правая — ИЦ, поделенный на число опубликованных материалов.

Если смотреть на цитируемость интернет-источников в соцмедиа, то видно, что ряд блогеров догоняют традиционные медиаресурсы.

Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи

Кроме того, среднее количество просмотров одного поста в популярных Telegram-каналах уже сравнимо с популярными интернет-изданиями.

Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи

Среди трендов Надежда Жуковская выделила падение популярности журналов (низкая цитируемость) – «lifestyle остаётся, а деловые журналы теряют позиции», а также тенденцию, что «ТГ-каналы хотят быть СМИ и хотят, чтобы их цитировали как СМИ».

Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи
Надежда Жуковская

Распространение ложных новостей и портрет из социальной сети

Автор поисковой технологии («интернет-разведки») Avalanche Андрей Масалович, чьё выступление длилось целый час вместо запланированных 30 минут, затронул множество тем — начиная с портрета пользователя в социальной сети (по 75 лайкам можно составить весьма полный список интересов, это уже не говоря о семантическом анализе), заканчивая манипуляциями и способами прекращения распространения ложной информации.

На примере аккаунта своего 13-летнего сына Масалович показал, как можно выяснить, с кем чаще контактирует подросток – с девочками или мальчиками, нет ли в контактах тех, кто может оказаться педофилом или вербовщиком (система вычисляет участников с подозрительными связями по разным городам), а также сферу интересов, в том числе анализ по 12 возможным отклонениям у подростков (суицид, наркотики, порно, зацеперы, живодёры и пр).

«Интернет – это среда, в которой можно наблюдать жизнь отдельных людей, строить индивидуальный портрет пользователя», — отметил Масалович, после чего перешёл к рассказу об основной задаче своей компании – интернет-разведка, мониторинг Сети.

Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи
Андрей Масалович

Аномальные перепосты, нездоровая активность вокруг той или иной темы – всё это позволяет зажечь «желтую лампочку», т.е. предупредить, к примеру, силовые структуры о том, что нужно быть наготове. В качестве примеров он показал, как выглядят графики активностей в соцсетях вокруг таких резонансных событий как массовые беспорядки в Бирюлёво осенью 2013 года и инцидент, когда автомобиль вице-президента Газпромбанка Александра Шмидта сбил двухлетнего ребенка на пешеходном переходе и скрылся.

По словам Масаловича, для правильного управления распространением информации и воздействия на аудиторию, первое — надо понимать, чем живет отдельный человек, второе – знать, где скапливается аудитория, понимать групповое поведение пользователей.

Примером компании, владеющей данными знаниями, он назвал Cambridge Analytica (закрылась в мае прошлого года — ред.) — именно благодаря ей, по мнению Масаловича, 20 миллионов неопределившихся граждан США проголосовали за Трампа, обеспечив ему победу на выборах.

Масалович обратил внимание на то, что Интернет во многом превратился в средство промывки мозгов, и главным его правилом стало «не говори правду, говори интереснее».

Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи
Фотография с подписью «Массовые выступления в Париже».
Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи
Сколько на самом деле людей на фото.

Аналитика как тренд будущего

Главный редактор roem.ru Юрий Синодов и председатель комитета IAB Россия по нативной рекламе и директор по развитию медиагруппы INFOX Наталья Кутушева говорили, в частности, о необходимости внедрения аналитических инструментов в СМИ.

Юрий Синодов поделился своим мнением, кто и как умеет правильно трактовать статистику. Это, по его словам, люди с техническим складом ума, помнящие о том, что они собственно делают (однако для коммерческого успеха это необязательно), работающие или работавшие в журналистике, не аутисты, умеют донести информацию до других.

При этом Синодов отметил отсутствие энтузиазма вокруг административной деятельности в журналистике.

Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи
Юрий Синодов

Статистика необходима как рекламодателям (в качестве «идеального примера» — «Медуза»), так и управленцам, и редакторам – для мониторинга «провалов» трафика, для детализации публикаций.

Завершила семинар Наталья Кутушева, подняв такой сложный для аудитории вопрос, от чего зависит коммерческий успех СМИ. В аудитории преобладало мнение, что первичен хороший контент, который потом можно продать рекламодателям («нельзя продать плохой продукт»).

«Одна из ключевых проблем медиа – никто к медиа не подходит, как к бизнесу, — считает Кутушева. – Нет целеполагания, нет финансовой и экономической, аналитической деятельности, в результате чего возникает серая зона. Конечный результат такой сложной структуры, как СМИ, часто непонятен и самому владельцу СМИ».

Как анализ аудитории и данных может придать новое дыхание интернет-СМИ – итоги обсуждения в Сочи
Наталья Кутушева

Как результат, по мнению Кутушевой, СМИ потеряли колоссальную аудиторию, которая ушла к поисковикам, рекомендательным системам и другим сервисам, не производящим контент. «Мы боремся за внимание людей, тратим на это колоссальные средства, чтобы это внимание привлечь, а потом отдаём это совершенно другим бизнесам, которые извлекают из этого максимальную пользу».

Кутушева высказалась за развитие систем, подобных INDEX, поскольку они помогут отрасли и конкурентным авторам выжить и зарабатывать деньги.

Общение продолжилось и за пределами семинара, многие участники сошлись во мнении, что цифровая эпоха ставит перед СМИ много вызовов, над которыми всем надо работать сообща.

Сочи, 22 марта 2019 года

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: