Счётная палата провела аудит реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности по созданию и развитию инновационной инфраструктуры в 2019–2023 годах и пришла к выводу, что хотя на создание инновационной среды в последние годы направляется значительное финансирование, эффективность господдержки остаётся недостаточной.
Статистика
Как следует из отчёта СП, в целом в 2019-2023 годах расходы федерального бюджета на развитие инновационной инфраструктуры составили 165,4 миллиарда рублей. В совокупности за счёт господдержки в России создано более тысячи объектов, в том числе 12 инновационных научно-технологических центров и семь технико-внедренческих особых экономических зон.
Реализуемые меры позволили объединить инструменты государственной и инвестиционной поддержки предпринимателей, учёных и инвесторов и обеспечили создание так называемой технологической воронки: от поддержки начинающих команд до развития зрелых технологических компаний.
В результате на 1 октября 2024 года в технологическое предпринимательство было вовлечено 603,8 тысячи обучающихся и работников вузов, запущено 25,1 тысячи университетских стартапов, в рамках которых создано 290 результатов интеллектуальной деятельности, поддержано более 8,9 тысячи технологических компаний и предпринимателей с выручкой свыше 1 триллиона рублей, привлечены внебюджетные инвестиции на сумму 255,3 миллиарда рублей, создано более 130 тысяч рабочих мест, прирост налоговых отчислений от поддержанных технологических компаний составил 54,8 миллиарда рублей.
Основными используемыми технологиями при разработке инновационных продуктов за счёт средств государственной поддержки являются искусственный интеллект, обработка и хранение больших данных, интеллектуальные системы управления.
См. также: Глава фонда президентских грантов: основная задача нового IT-блока – внедрение ИИ >>>
Проблемы
Наряду с положительными результатами исследование выявило ряд проблемных вопросов, препятствующих реализации мер господдержки и снижающих её эффективность. В первую очередь это недостаточное нормативно-правовое и информационное обеспечение этой сферы.
Так, с 2021 года поддержка инноваций осуществляется при отсутствии утверждённой Стратегии развития инновационной деятельности, а действующие нормативно-правовые акты и информационные ресурсы не содержат полной и достоверной информации о получателях господдержки, реализуемых инновационных проектах и их результатах.
Поддержка в основном направлена на создание инновационных проектов поздних уровней готовности технологий, производители которых долгое время функционируют на рынке.
Так, по состоянию на 1 декабря 2024 года из 7529 поддержанных инновационных проектов 1684 (22,4%) проектов находились на начальных стадиях готовности, 1972 (26,2%) – на стадиях получения лабораторного, экспериментального и репрезентативного образца и 3873 (51,4%) – на поздних уровнях готовности.
Поддержка начальных стадий инновационного цикла отчасти решается за счёт реализации университетских акселерационных программ. Поздних стадий зрелости (в том числе с образованием юрлица) достигает незначительное количество университетских стартапов. Мониторинг за деятельностью таких проектов и их продвижением по «технологической воронке» не предусмотрен.
В части финансового обеспечения основная проблема связана с недостижением запланированных показателей привлечения внебюджетных источников на поддержку инноваций, в том числе в сфере университетского технологического предпринимательства. В 2017–2024 годах было привлечено 85,9 миллиарда рублей, на 28,3% меньше бюджетного финансирования. В основном это обусловлено тем, что банки не принимали участие в модели финансирования, при которой они должны были кредитовать компании по инвестированию в малый бизнес. Другая причина – снижение интереса инвесторов к университетским стартапам в связи с высоким уровнем экономической неопределённости в условиях санкционного давления и невысокими бизнес-компетенциям студенческих команд.
Отдельные меры господдержки инновационной инфраструктуры дублируются и требуют оптимизации и/или интеграции.
Несмотря на инвестиционную привлекательность особых экономических зон, деятельность управляющих компаний, созданных в форме акционерных обществ, в среднем не приносит прибыль.
Рекомендации
По итогам анализа Счётная палата рекомендует правительству поручить в срок до 1 июля 2025 года:
- принять меры, направленные на утверждение Стратегии инновационного развития Российской Федерации, либо на признание утратившей силу указанной нормы;
- Минэкономразвития совместно с Минобрнауки и Минфином провести инвентаризацию мер господдержки, в том числе в части их направленности на конкретные приоритетные направления научно-технологического развития, критические и сквозные технологии, уровни готовности технологий, по результатам которой направить в правительство РФ предложения по оптимизации и (или) интеграции мер поддержки;
- Минэкономразвития подготовить и представить в правительство проект постановления о внесении изменений в Правила формирования и ведения Единого реестра конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности, предусмотрев отражение в реестровой записи сведений о приоритетных направлениях научно-технологического развития РФ, в рамках которых реализуется инновационный проект, а также взаимоувязку сведений о технологиях, используемых при создании инновационного продукта с критическими или сквозными технологиями, перечни которых установлены указами президента.