Изменения в Play Store – пользователь не заметит, разработчики примут, а Google усилит контроль над теми и другими

1578

C августа Google установил новые правила для разработчиков приложений, желающих разместить свои программы в магазине Play Store; изменения для пользователей выразятся в том, что приложения, как объясняют в Google, станут безопаснее и экономнее в расходе памяти устройства, они получат способность адаптации к конкретному устройству, пишет Wired.

Одновременно Google получит больше контроля за дистрибьюцией ПО и усилит роль Play Store как доминирующего магазина приложений для Android-устройств.

Новые требования предполагают изменение формата, в котором приложение хранится в магазине и загружается на устройство пользователя. Ранее использовавшийся формат APK (Android application package) заменяется на AAB (Android app bundle). Приложение в формате AAB способно устанавливаться без кода, реализующего недоступные для конкретного устройства функции. Например, смартфону не нужен код, требующийся для работы с «тяжёлой» графикой на планшете – собранное по новым правилам приложение для смартфона за счёт этого станет легче. До сих пор разработчики создавали отдельные APK для смартфонов и планшетов или предлагали одно общее громоздкое решение. AAB автоматически разделяет и правильно устанавливает нужные функции.

Изменения станут заметны и в играх: более высокие уровни не нужно будет обязательно загружать сразу, можно будет скачать их позже. Это также уменьшит размер приложений и время их скачивания, что особенно актуально для недорогих смартфонов с небольшим объёмом памяти.

Пользователь, устанавливающий ПО исключительно из Play Store, изменений в процессе загрузки приложений не заметит. Разработчику же придётся готовить код для загрузки в обоих форматах: в AAB для Google Play Store и в APK для других магазинов (Amazon App Store, библиотеки Android-приложений, встроенной в Windows 11, Huawei AppGallery и др.).

Google как обладатель прав на операционную систему сможет определить приложения, загруженные из сторонних магазинов, и распорядится этой информацией по своему усмотрению.

Исключать нечестной конкуренции нельзя. Есть прецеденты, известно, например, что популярный в России мессенджер WhatsApp, которым владеет Facebook, бывает непросто установить, не потеряв при этом данные, на Android-устройство без доступа к Play Store. То, что Google и Apple ограничивают конкуренцию среди магазинов приложений, заметил и американский законодатель.

AAB – открытый стандарт, другие магазины и библиотеки приложений в целом могут его принять (и разработчикам не слишком сложно перейти с одного формата на другой), однако корректность упаковки кода в AAB Google контролирует на уровне операционной системы. Это позволит Google усилить контроль над своей экосистемой и распространением приложений.

Неясно, как AAB повлияет на возможность скачивать приложения из источников, отличных от официальных, констатирует Wired. С одной стороны, обязательность использования AAB теоретически может усложнить для злоумышленников распространение заражённых приложений на неофициальных площадках, с другой – влияет на открытость Android. Формально Android – open source, но производители устройств вынуждены согласовывать с Google условия использования этой операционной системы. Для пользователей, которые ценят возможность скачать программу «на стороне», а таких много, Android имеет очевидное преимущество в сравнении с iOS. AAB это преимущество ослабляет.

AAB был представлен с выходом Android 9 в 2018 году; по заявлению Google, на сегодня разработчики большинства топ-1000 Android-приложений используют этот формат.

Первым идею магазина приложений реализовал Стив Джобс в Apple, что радикально решило проблему пиратства и позволило взимать драконовскую – 30% – комиссию с разработчиков. Для Apple собственный магазин приложений был органичным, естественным даже решением, поскольку компания разрабатывала iOS одновременно с «железом» и не для распространения iOS как продукта, отчуждаемого от iPhone или iPad.

Android, напротив, делалась, подобно Windows, в расчёте на множество производителей устройств. Попытка контролировать распространение приложений (с той же 30-процентной комиссией с разработчика) в этом случае выглядит не столь убедительно, как в случае с Apple: сама Google распространяет свой софт (Android) как считает нужным, однако распространение прикладного ПО для Android пытается контролировать, обирая программистов. Даже Microsoft подобного по отношению к партнёрам себе не позволяла.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: